ДЕ́ЛЬВИГ
-
Рубрика: Литература
-
Родственные статьи:
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ЛЬВИГ Антон Антонович [6(17).8.1798, Москва – 14(26).1.1831, С.-Петербург], барон, рус. поэт, критик, журналист. Родился в семье военного из обрусевшего лифляндского рода. Двоюродный брат А. И. Дельвига. Учился в Царскосельском лицее (1811–17), где подружился с А. С. Пушкиным и первый предсказал его поэтич. славу [стих. «К А. С. Пушкину» («Как житель гордых Альп, над бурями парящий…»), между 1814 и 1817(?); «Пушкину» («Кто, как лебедь цветущей Авзонии…»), 1815(?); «На смерть Державина», 1816], познакомился с В. К. Кюхельбекером. Автор стих. «Прощальная песнь воспитанников императорского Царскосельского лицея» (1817), ставшего лицейским гимном. Служил в Деп-те горных и соляных дел (сер. 1817 – нач. 1819), в канцелярии Мин-ва финансов (1819–21), в Имп. Публичной б-ке (1821–25), в Мин-ве внутр. дел (с 1825), в 1828 – в Хозяйств. деп-те, с кон. 1829 – в Деп-те Гл. управления духовных дел иностр. исповеданий. Посещал собрания «Зелёной лампы» и масонской ложи «Избранный Михаил», на которых встречался со мн. будущими декабристами; чл. Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1818), Вольного общества любителей российской словесности (с 1819). Дебютировал в печати одой «На взятие Парижа» (ж. «Вестник Европы», 1814). Вместе с Кюхельбекером и Е. А. Боратынским входил в дружеский «союз поэтов», объединившийся вокруг Пушкина. Лирика Д. развивалась в русле поэтич. традиций В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, отразив также влияние нем. предромантизма (Г. А. Бюргер, Л. К. Г. Гёльти, Ф. Г. Клопшток, Ф. Шиллер). Среди жанров, разрабатывавшихся Д., – элегия, сонет, романс, послание, стихотворения в «антологическом роде» (в духе античных эпиграмм). Большой успех имели идиллии Д. – гексаметрич. стилизации античного жанра. Особое место занимает идиллия «Отставной солдат» (1829), написанная на отечественном материале безрифменным 5-стопным ямбом, – реплика Д. в полемике 1820–30-х гг. о «русской идиллии». Известностью пользовались и «русские песни» Д., воссоздающие образно-стилистич. строй фольклорных песен («Пела, пела пташечка», 1824; «Скучно, девушки, весною жить одной», 1824; «Соловей мой, соловей», 1825; и др.). В 1829 вышел единственный прижизненный поэтич. сб. «Стихотворения барона Дельвига». Издатель альманахов «Северные цветы» (1825–1831), «Подснежник» (1829). С 1830 редактор и издатель (при ближайшем участии Пушкина и П. А. Вяземского) «Литературной газеты». Литературная критика Д., отстаивавшего эстетические принципы писателей пушкинского круга, была направлена против «торгового направления» в литературе (Ф. В. Булгарин и др.), ориентировавшегося на непритязательные вкусы широкого читателя, а также против эпигонов романтизма (А. И. Подолинский и др.). Д. посвящены стихотворения Пушкина: «Прими сей череп, Дельвиг», «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?», «Мы рождены, мой брат названый», «Художнику» и др. Произведения Д. положены на музыку А. А. Алябьевым, М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, А. Г. Рубинштейном и др.