ДИ́ККЕНС
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИ́ККЕНС (Dickens) Чарлз (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, графство Хэмпшир – 9.6.1870, Гейдс-Хилл, графство Кент), англ. писатель. Родился в семье мелкого портового чиновника. Из-за бедности не смог окончить школу, но в детстве интенсивно занимался самообразованием (читал романы Д. Дефо, Г. Филдинга, Т. Смоллетта и др.). После разорения отца работал в Лондоне на фабрике ваксы, служил писцом, парламентским стенографом (с 1831), репортёром. Нравоописат. очерки и рассказы Д., печатавшиеся с 1833 под псевд. Боз в разл. лондонских журналах, вошли позднее в кн. «Очерки Боза» («Sketches by Boz», 1836). Д. много путешествовал (США, 1842, 1867–68; Италия, 1844–45; Швейцария, 1846, и др.), основал газ. «Daily news» (1846), издавал лит.-худож. журналы «Домашнее чтение» («Household words», с 1850), «Круглый год» («All the year round», с 1859). Имея актёрский талант, с 1858 успешно выступал с чтением собств. сочинений; в 1860 поселился в поместье близ Лондона.
Славу Д. принёс юмористич. роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» («The Posthumous papers of the Pickwick Club», 1836–37) о благодушном чудаке Пиквике, трогательное донкихотство которого противопоставлено грубости буржуазного мира, а также сентиментально-дидактич. роман «Приключения Оливера Твиста» («The adventures of Oliver Twist», 1837–38) – счастливо завершающаяся история похождений бедного сироты, чья ангельская чистота, стойкость перед злом противостоят алчности взрослых, преступному миру лондонских трущоб. Др. ранние сочинения Д. – авантюрный роман «Жизнь и приключения Николаса Никльби» («The life and adventures of Nicholas Nickleby», 1838–39), роман-сказка «Лавка древностей» («The old curiosity shop», 1841), идеализирующий детский характер, – построены на чётком противопоставлении положительных и отрицательных героев и также пронизаны верой в победу добра над злом. Романы Д. поначалу печатались в периодике по частям; сопровождались иллюстрациями [наиболее известны работы Физа (Х. К. Брауна) и Дж. Крукшанка]. Сочиняя романы, Д. «опережал» читателей всего лишь на один журнальный выпуск, учитывал их отзывы (порой даже изменяя план сюжета), а также, сохраняя развлекательность, ставил с позиций христианского морализма вопросы об истине, любви, смерти, природе зла и др. Черты авантюрно-приключенческой и историч. прозы сочетает роман «Барнаби Радж» («Barnaby Rudge», 1841). В 1840-е гг. Д., сохраняя авантюрность интриги, предпринимает попытку синтеза семейно-бытового романа и романа воспитания: «Мартин Чеззлвит» («The life and adventures of Martin Chuzzlewit», 1843–1844), где подвергнута острой критике амер. действительность. Дальнейшим шагом в этом направлении стал роман «Домби и сын» («Dealings with the firm of Dombey and Son», 1847–48) – первый психологич. шедевр Д., в котором дано развёрнутое обоснование его этического кредо. Через драму отношений отца и сына Д. раскрывает многогранность детского сознания, не только невольно «просвещающего» тьму мира взрослых, но и приходящего через неприятие зла (порочности жёстко регламентированного мира собственников, обделённых истинным пониманием семейных ценностей) к постижению тайн времени, вечности. Начало нового периода творчества Д. ознаменовано автобиографич. романом «Дэвид Копперфильд» («David Copperfield», 1849–50), повествующим о становлении писателя. Пессимизм Д. в отношении социальных реформ, морального совершенствования англ. общества отражён в романах «Тяжёлые времена» («Hard times», 1854), где усиливаются сатирич. интонации, и «Крошка Доррит» («Little Dorrit», 1855–57), с его образом тюрьмы как универсальным символом. В романе «Повесть о двух городах» («A tale of two cities», 1859) Д. поднимает трагич. тему опьянения насилием во время Франц. революции 18 в.
Вершина творчества Д. – романы «Холодный дом» («Bleak house», 1852–53) и «Большие ожидания» («Great expectations», 1860–61). Первый из них – семейная драма, основанная на искусном контрапункте нескольких повествоват. линий. Роман поднимает весь комплекс типичных для Д. тем: бездушия совр. общества; зла, царящего в нём и способного выдать себя за добро; незащищённости, одиночества детей, а также искупительных жертв, приносимых за проступки прошлого. Роман «Большие ожидания» построен в форме автобиографии. Его герой, превращаясь из деревенского оборвыша в лондонского джентльмена, мучительно расстаётся с иллюзиями о сословном снобизме, о привлекательности богатства и готов, отказавшись от роли социального лицедея, пережить нравственное возрождение. Сложные сюжетные переплетения с элементами детектива характерны для последних романов Д. – «Наш общий друг» («Our mutual friend», 1865), «Тайна Эдвина Друда» («The mystery of Edwin Drood», 1870, не окончен).
Воображение Д., всегда хранившего веру в высший идеал, святость воспоминаний детства, создало целый мир, отождествлённый читателями 19–20 вв. с Викторианской эпохой (отсюда пародирование Д. модернистами, постмодернистами – И. Во, Дж. Фаулзом и др.). Произведения Д. демократичны, пронизаны сочувствием к социально обездоленным, невинно пострадавшим, женщинам, детям; добро, теплота сердца, индивидуальная предприимчивость берут в них верх над злом, бессердечием, властью денег, зловещими людьми-масками, безличием сословной и бюрократич. системы. Худож. манере Д. присущи яркие, близкие к гротеску характеристики (особо гротескны олицетворения зла, «подполья» человеческой души: Квилп в «Лавке древностей»; Талхингхорн, Крук в «Холодном доме» и др.), использование пейзажных и портретных лейтмотивов (в частности, зубы Каркера в «Домби и сыне», пальцы-когти Риго-Бландуа в «Крошке Доррит»), а также символич. образов (напр., часы, железная дорога, море в «Домби и сыне»; трущобы, туман в «Холодном доме»; река в «Нашем общем друге»), говорящих имён. Д. мастерски дополняет одновременное ведение нескольких планов повествования юмористич. эффектами (обыгрывание англ. эксцентрики, колоритные речевые обороты), элегически-патетич. интонациями, риторич. вопросами, варьированием темпа рассказа.
Среди др. прозведений Д. – т. н. рождественские повести: «Рождественская песнь в прозе» («А Сhristmas carol in prose», 1843), «Колокола» («The chimes», 1845), «Сверчок на печи» («The cricket on the hearth», 1846); сатирич. «Американские заметки» («American notes», 1842), «История Англии для юных» («Child’s history of England», 1852–54, рус. пер. 2005) и др. Ряд персонажей Д. (Пиквик; Фэджин из «Оливера Твиста»; Пип из «Больших ожиданий»; Скрудж из «Рождественской песни в прозе» и др.) стали именами нарицательными. Творчество Д. оказало большое влияние на англо-амер. прозу 2-й пол. 19–20 вв. (Т. Харди, Э. М. Форстер, Г. Честертон, М. Твен, Г. Джеймс, У. Фолкнер, П. Акройд и др.). В России переводы Д. печатались с 1838. Мотивы его произведений нашли отражение в творчестве Ф. М. Достоевского.