Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ДОНН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 267-268

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Пиняева
Дж. Донн. Портрет работы неизвестного художника по миниатюре И. Оливера. 1616. Национальная портретная галерея (Лондон).

ДОНН (Donne) Джон (ме­ж­ду 24.1 и 19. 6.1572, Лон­дон – 31.3.1631, там же), англ. по­эт. Ро­дил­ся в се­мье бо­га­то­го тор­гов­ца. Со сто­ро­ны ма­те­ри был свя­зан род­ст­вом с Т. Мо­ром и Дж. Хей­ву­дом. Учил­ся в Окс­форд­ском (1584–87), за­тем, ве­ро­ят­но, в Кем­бридж­ском ун-тах, но из-за при­вер­жен­но­сти к ка­то­ли­циз­му не смог по­лу­чить сте­пень ма­ги­ст­ра. В 1589–91 пред­по­ло­жи­тель­но пу­те­ше­ст­во­вал по Ис­па­нии и Ита­лии. В 1596–97 уча­ст­во­вал в воз­глав­ляе­мых гр. Эс­сек­сом во­ен. экс­пе­ди­ци­ях англ. фло­та к Ка­ди­су и Азор­ским о-вам; по воз­вра­ще­нии по­лу­чил ме­сто сек­ре­та­ря у сэ­ра Т. Эд­жер­то­на, лор­да-хра­ни­те­ля ко­ро­лев­ской пе­ча­ти. В дек. 1601 всту­пил в тай­ный брак с пле­мян­ни­цей Эд­жер­то­на, за что был за­то­чён в Тау­эр. Суд при­знал брак дей­ст­ви­тель­ным и ос­во­бо­дил Д. Ли­шён­ный средств к су­ще­ст­во­ва­нию, он был вы­ну­ж­ден жить за счёт ми­ло­стей знат­ных по­кро­ви­те­лей. В 1615 при­нял сан анг­ли­кан­ско­го свя­щен­ни­ка; в 1621 всту­пил в долж­ность на­стоя­те­ля со­бо­ра Св. Пав­ла в Лон­до­не.

Поч­ти все по­этич. про­из­ве­де­ния Д. бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны лишь по­смерт­но (1-е собр. соч. Д. вы­шло в 1633), по­это­му их да­ти­ров­ка за­труд­ни­тель­на. К ран­не­му пе­рио­ду твор­че­ст­ва от­но­сят­ся са­ти­ры и эле­гии, ори­ен­ти­ро­ван­ные на клас­сич. об­раз­цы (Го­ра­ций, Юве­нал, Ови­дий). Идеа­ли­за­ции лю­бов­ных от­но­ше­ний, ха­рак­тер­ной для англ. пред­ста­ви­те­лей пет­рар­киз­ма, Д. про­ти­во­пос­та­вил на­ро­чи­тую эро­тич­ность в цик­ле «Пес­ни и со­не­ты» («Songs and sonnets», 1590–1617), где, пред­ста­вив ши­ро­кий спектр эмо­ций и чувств – от экс­та­тич. по­ры­ва стра­сти до от­ре­шён­но­го спо­кой­ст­вия, при­зы­ва­ет то к по­сто­ян­ной сме­не парт­нё­ров, то к люб­ви как гар­мо­нич. един­ст­ву ду­хов­но­го и чув­ст­вен­но­го на­чал. В цик­ле «Свя­щен­ные со­не­ты» («Holy sonnets», 1610–15), про­ни­зан­ном иде­ей все­по­гло­щаю­щей люб­ви к Бо­гу, вме­сте с тем от­ра­зи­лись ду­шев­ные со­мне­ния Д., чув­ст­во стра­ха и внутр. кон­фликт. В по­эмах «Ана­то­мия ми­ра: Пер­вая го­дов­щи­на» («An anatomy of the world. The first anniversary», 1611) и «О пу­ти ду­ши: Вто­рая го­дов­щина» («Of the progress of the soule: The second anniversary», 1612, рус. пер. 1973, фраг­мент), на­пи­сан­ных на смерть 14-лет­ней Э. Дру­ри, до­че­ри од­но­го из по­кро­ви­те­лей Д., со­че­та­ют­ся эле­мен­ты ме­ди­та­ции, тра­ур­ной эле­гии, про­по­ве­ди и гим­на; в них Д. про­ти­во­пос­тав­ля­ет ре­аль­ный мир, ут­ра­тив­ший гар­мо­нию и рас­па­даю­щий­ся, иде­аль­но­му бы­тию, во­пло­ще­ние ко­то­ро­го он ви­дит в об­ра­зе юной ге­рои­ни. Д. со­чи­нял так­же в жан­рах по­сла­ния, эпи­грам­мы, ре­лиг. гим­на.

По­эзии Д. при­су­щи на­пря­жён­ный ин­тел­лек­туа­лизм в со­че­та­нии с по­ры­ва­ми чув­ст­вен­но­сти, рез­кие кон­тра­сты идеа­ли­за­ции и ци­низ­ма, тра­ге­дий­но­сти и ге­до­низ­ма, вы­ра­жаю­щие ощу­ще­ние внутр. раз­ла­да, осоз­на­ние не­со­вер­шен­ст­ва и дис­гар­мо­нич­но­сти ми­ра. Д. ввёл в англ. лит-ру ти­пич­ный для ба­рок­ко осо­бый вид ме­та­фо­ры – кон­цепт (conceit), пред­став­ляв­ший со­бой не­ожи­дан­ное раз­вёр­ну­тое со­пос­тав­ле­ние да­лё­ких друг от дру­га яв­ле­ний. Для сво­их ме­та­фор Д. за­им­ст­во­вал об­раз­ность из не от­но­ся­щих­ся к по­эзии об­лас­тей: ал­хи­мии, ас­тро­но­мии, ме­ди­ци­ны, фи­ло­со­фии и др. [напр., 12-строч­ное срав­не­ние двух лю­бя­щих с цир­ку­лем в стих. «Про­ща­ние, за­пре­щаю­щее грусть» («A valediction forbidding mourning»)]. Но­ва­тор­ст­во Д. про­яви­лось так­же в ис­поль­зо­ва­нии лек­сич., син­так­сич. и ин­то­нац. черт разг. ре­чи; эта осо­бен­ность, на­ря­ду с дра­ма­ти­за­ци­ей, об­ра­щён­но­стью к со­бе­сед­ни­ку, при­да­ёт по­эзии Д. эмо­цио­наль­ность не­по­средств. об­ще­ния. По­эзия Д. ока­за­ла боль­шое влия­ние на Дж. Хер­бер­та, Р. Крэ­шо, Э. Мар­вел­ла и др. англ. по­этов, объ­е­ди­няе­мых вме­сте с са­мим Д. в ме­та­фи­зи­че­скую шко­лу. Позд­нее ин­те­рес к ней про­яв­ля­ли С. Т. Кол­ридж и Т. Де Ку­ин­си; её воз­дей­ст­вие от­ра­зи­лось в твор­че­ст­ве У. Б. Йейт­са, Т. С. Элио­та, Р. Грейв­са, У. Х. Оде­на, Дила­на То­ма­са, И. А. Брод­ско­го (пе­ре­во­див­ше­го Д. на рус. яз.).

Вер­ши­на мас­тер­ст­ва Д.-про­заи­ка – его про­по­ве­ди, про­ник­но­вен­ные и ост­ро­ум­ные, от­ли­чав­шие­ся вир­ту­оз­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ме­та­фор-кон­цеп­тов. По­след­няя про­по­ведь – «Схват­ка смер­ти» («Deaths duel», 1632, рус. пер. 2004) бы­ла про­чи­та­на Д. за неск. дней до кон­чи­ны, став его про­ща­ни­ем с ми­ром. Про­за­ич. «Об­ра­ще­ния к Гос­по­ду в час ну­ж­ды и бед­ст­вий» («Devotions upon emergent occasions», 1624), на­пи­сан­ные Д. во вре­мя бо­лез­ни, от­ра­жа­ют пе­ре­жи­тый им опыт при­бли­же­ния к смер­ти: про­из­ве­де­ние со­сто­ит из 23 раз­де­лов, ка­ж­дый из ко­то­рых вклю­ча­ет в се­бя 3 час­ти – ме­ди­та­цию, уве­ще­ва­ние и мо­лит­ву, и со­от­но­сит­ся с рас­про­стра­нён­ны­ми в 15–16 вв. трак­та­та­ми об ис­кус­ст­ве уми­ра­ния (ars moriendi). Сре­ди др. про­за­ич. со­чи­не­ний: трак­тат «Биа­та­на­тос» («Bia­tha­na­tos», 1608) – рас­су­ж­де­ние на те­му са­мо­убий­ст­ва, до­ка­зы­ваю­щее его мо­раль­но-ре­лиг. до­пус­ти­мость; ан­ти­ка­то­лич. пам­флет «Псев­до­му­че­ник» («Pseudo-­mar­tyr», 1610), са­ти­ра на ие­зуи­тов «Иг­на­тий и его конк­лав» («Ignatius, his conclave», 1611).

Соч.: Complete poetry and selected prose. 9th ed. L., 1962; Сти­хи / Пер. Б. То­ма­шев­ско­го. Киш., 1998; Major works / Ed. by J. Carey. Oxf.; N. Y., 2000; Пес­ни и пе­сен­ки. Эле­гии. Са­ти­ры. СПб., 2000; По ком зво­нит ко­ло­кол… М., 2004; Ал­хи­мия люб­ви / Сост., пер., вступ. ст., ком­мент. и доп. Г. Круж­ко­ва. М., 2005.

Лит.: Stein A. J. Donne’s lyrics: The eloquen­ce of action. N. Y., 1980; Pinka PG. This dialogue of one: the songs and sonnets of J. Don­ne. Alabama, 1982; Sherwood TG. Fulfilling the circle: A study of J. Donne’s thought. Toronto; L., 1984; Bald RC. J. Donne: A life. Oxf., 1986; Гор­бу­нов АН. Д. Донн и анг­лий­ская по­эзия XVI–XVII вв. 2-е изд. М., 1993; Д. Донн и про­бле­ма «ме­та­фи­зи­че­ско­го» сти­ля: [Сб. ст.] / Отв. ред. И. О. Шай­та­нов. М.; Там­бов, 2000; Edwards DL. J. Don­ne: man of flesh and spirit. L., 2001.

Вернуться к началу