Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЗА́ЙЦЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 181-182

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Жулькова

ЗА́ЙЦЕВ Бо­рис Кон­стан­ти­но­вич [29.1 (10.2).1881, Орёл – 28.1.1972, Па­риж], рус. пи­са­тель. Дво­ря­нин. Ро­дил­ся в се­мье гор­но­го ин­же­не­ра. Окон­чил Ка­луж­ское ре­аль­ное уч-ще (1898), учил­ся в Моск. им­пе­ра­тор­ском тех­нич. уч-ще (1898–1899), Гор­ном ин­сти­ту­те в С.-Пе­тер­бур­ге (1899–1901), в Моск. универси­те­те (1902–06). Ли­тературный де­бют – рас­сказ «В до­ро­ге» (1901), на­пе­ча­тан­ный в моск. газ. «Курь­ер» по ини­циа­ти­ве Л. Н. Ан­д­рее­ва. С 1904 З. час­то по­се­щал Ита­лию, вдох­но­вив­шую его на цикл очер­ков «Ита­лия» (пе­ча­та­лись с 1907), ис­сле­до­ва­ние «Дан­те и его по­эма» (1922) и др. Для ран­них про­из­ве­де­ний З. [сб-ки рас­ска­зов (1906, 1909, 1911); по­весть «Аг­ра­фе­на» (1908); ро­ман «Даль­ний край» (1913), по­свя­щён­ный со­бы­ти­ям Ре­во­лю­ции 1905–07; пье­са «Усадь­ба Ла­ни­ных» (1914)] ха­рак­тер­но пан­теи­сти­че­ское ми­ро­вос­прия­тие, со­че­та­ние реа­ли­стич. и мо­дер­ни­ст­ской по­эти­ки; в них ощу­ти­мо влия­ние К. Гам­су­на и осо­бен­но А. П. Че­хо­ва. В 1916 З., не же­лая ид­ти на вой­ну сол­да­том, по­сту­пил в Алек­сан­д­ров­ское во­ен. уч-ще; вес­ной 1917 про­из­ве­дён в офи­це­ры, в ав­гу­сте за­бо­лел вос­па­ле­ни­ем лёг­ких и уе­хал в име­ние от­ца При­ты­ки­но (Туль­ская губ.), где про­был до 1921. В 1918 вы­шла ли­рич. по­весть «Го­лу­бая звез­да», ко­то­рую З. счи­тал од­ной из луч­ших в сво­ём твор­че­ст­ве до эмиг­ра­ции. Ис­пы­тав силь­ное влия­ние фи­ло­со­фии В. С. Со­ловь­ё­ва и Н. А. Бер­дяе­ва, З. об­ра­тил­ся к пра­во­сла­вию. Пер­вым про­из­ве­де­ни­ем, от­ра­зив­шим по­во­рот в твор­че­ст­ве З., стал на­пи­сан­ный рит­мич. про­зой рас­сказ «Ули­ца св. Ни­ко­лая» (1921). В 1922 З. из­бран пред­се­да­те­лем Моск. от­де­ле­ния Все­рос. сою­за пи­са­те­лей; в том же го­ду за­бо­лел сып­ным ти­фом, для по­прав­ки здо­ро­вья вы­ехал с семь­ёй в Бер­лин (при со­дей­ствии А. В. Лу­на­чар­ско­го). С 1924 жил в Па­ри­же; с 1947 пред. Сою­за рус. пи­сате­лей и жур­на­ли­стов. В эмиг­ра­ции со­з­дал агио­гра­фич. по­вес­ти «Алек­сей Бо­жий че­ло­век» (1925) и «Пре­по­доб­ный Сер­гий Ра­до­неж­ский» (1925); ряд про­ни­зан­ных тра­гиз­мом по­вес­тей о Сов. Рос­сии: «Стран­ное пу­те­ше­ст­вие» и «Ав­до­тья смерть» (обе 1927), «Ан­на» (1929); кни­ги очер­ков о свя­тых мес­тах «Афон» (1928) и «Ва­ла­ам» (1936); ро­ман о дра­ме рус. ин­тел­ли­ген­ции «Зо­ло­той узор» (1923–25); ро­ман о жиз­ни рус. эмиг­ра­ции «Дом в Пас­си» (1935). Ав­тор ро­ма­ни­зи­ро­ван­ных био­гра­фий: «Жизнь Тур­ге­не­ва» (1932), «Жу­ков­ский» (1951), «Че­хов» (1954); ав­то­био­гра­фич. тет­ра­ло­гии «Пу­те­ше­ст­вие Гле­ба» (кн. 1–4, 1937–53); книг вос­по­ми­на­ний «Мо­ск­ва» (1939) и «Да­лё­кое» (1965); пе­ре­во­дов (в т. ч. вы­пол­нен­но­го рит­мич. про­зой пе­ре­во­да «Ада» Дан­те, опубл. в 1961); пуб­ли­цист, дра­ма­тург.

Соч.: Собр. соч. М., 1999–2001. Т. 1–11; Знак кре­ста. М., 2000.

Лит.: Ши­ляе­ва А. Б. Зай­цев и его бел­лет­ри­зо­ван­ные био­гра­фии. Нью-Йорк, 1971; Ко­мо­ло­ва Н. П. Ита­лия в судь­бе и твор­че­ст­ве Б. Зай­це­ва. М., 1998; Твор­че­ст­во Б. К. Зай­це­ва в кон­тек­сте рус­ской и ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры ХХ в. Ка­лу­га, 2003; Сте­па­но­ва Т. М. Ху­до­же­ст­вен­ный мир пуб­ли­ци­сти­ки рус­ско­го за­ру­бе­жья. Б. Зай­цев. М., 2004; На­сле­дие Б. К. Зай­це­ва: про­бле­ма­ти­ка, по­эти­ка, твор­че­ские свя­зи. Орел, 2006; Bibliographie des œuvres de B. Zaitsev. P., 1982; Б. К. Зай­цев. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. Ка­лу­га, 2001.

Вернуться к началу