Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ЗОЛЯ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 541-542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв
Э. Золя. Портрет работы Э. Мане. 1868. Музей Орсе (Париж).

ЗОЛЯ́ (Zola) Эмиль (Эмиль Эду­ар Шарль Ан­ту­ан) (2.4.1840, Па­риж – 29.9.1902, там же), франц. пи­са­тель. Отец – итал. ин­же­нер, мать – фран­цу­жен­ка. Дет­ст­во про­вёл в Экс-ан-Про­ван­се. Учил­ся в кол­ле­же (1852–57); под влия­ни­ем ро­ман­ти­ков В. Гю­го, А. де Мюс­се на­чал пи­сать сти­хи, по­зна­ко­мил­ся с П. Се­зан­ном. В 1858 пе­ре­ехал в Па­риж, по­сту­пил в ли­цей (не окон­чил). Де­бю­ти­ро­вал сказ­кой «Фея люб­ви» («La fée amoureuse», 1859). Ну­ж­да­ясь в сред­ст­вах, брал­ся за слу­чай­ные за­ра­бот­ки; в 1862–66 слу­жил в изд-ве «Ашетт», за­ни­мал­ся лит. и ху­дож. кри­ти­кой; сбли­зил­ся с ар­ти­стич. бо­ге­мой. В сб. рас­ска­зов «Сказ­ки Ни­нон» («Contes à Ninon», 1864) за­ме­тен от­ход от ро­ман­тиз­ма. Пер­вый ро­ман З. – ав­тобио­гра­фич. «Ис­по­ведь Кло­да» («La con­fes­si­on de Claude», 1865) по­ве­ст­ву­ет о тра­гич. взаи­мо­от­но­ше­ни­ях мо­ло­до­го ху­дож­ни­ка и пад­шей жен­щи­ны. На фор­ми­ро­ва­ние зре­лой ма­не­ры З. ока­за­ли влия­ние идеи И. Тэ­на, К. Бер­на­ра, жи­во­пись Э. Ма­не и ран­них им­прес­сио­нистов (ис­кус­ст­во ко­то­рых З. за­щи­щал в ху­дож.-кри­тич. стать­ях), твор­че­ст­во Г. Фло­бе­ра, Э. и Ж. де Гон­ку­ров, с ко­то­ры­ми З. был лич­но зна­ком, а так­же О. де Баль­за­ка. В 1867 вы­шел ро­ман «Те­ре­за Ра­кен» («Thé rè se Raquin», 1867) – о бру­таль­ной стра­сти, люб­ви как «бо­лез­ни»; пре­ди­сло­вие к его 2-му изд. (1868) ста­ло про­грам­мой на­ту­ра­лиз­ма, прин­ци­пы ко­то­ро­го З., счи­тав­ший се­бя ос­но­ва­те­лем но­вой лит. шко­лы, рас­крыл позд­нее в кни­гах «Экс­пе­ри­мен­таль­ный ро­ман» («Le roman experimental», 1880), «Ро­ма­ни­сты-на­ту­ра­ли­сты» («Les ro­man­ciers naturalistes», 1881), «На­ту­ра­лизм в те­ат­ре» («Naturalisme au théâtre», 1881). Твор­че­ст­во, по мне­нию З., срод­ни на­уч. ис­сле­до­ва­нию: оно ин­тер­пре­ти­ру­ет че­ло­ве­ка как био­ло­гич. су­ще­ст­во, под­чи­няю­щее­ся за­ко­нам фи­зио­ло­гии, на­след­ст­вен­но­сти. Пер­со­на­жи З. на­хо­дят­ся в веч­ном пле­ну у сво­его ро­да био­ло­гич. «ро­ка», хо­тя и пы­та­ют­ся с ним бо­роть­ся. Со­ци­ум в це­лом у З. упо­доб­лен ор­га­низ­му, так­же су­ще­ст­вую­ще­му по био­ло­гич. за­ко­нам. Эти идеи по­лу­чи­ли раз­ви­тие в цик­ле из 20 ро­ма­нов «Ру­гон-Мак­ка­ры. Ес­те­ст­вен­ная и со­ци­аль­ная ис­то­рия од­ной се­мьи при Вто­рой им­пе­рии» («Les Rougon-Macquart. Histoire naturelle et sociale d’une famille sous le second empire», 1871–93). В ис­то­рии се­мьи, од­на ветвь ко­то­рой де­гра­ди­ру­ет, а дру­гая пре­ус­пе­ва­ет, З. ото­бра­жа­ет ста­нов­ле­ние и ги­бель им­пе­рии На­по­ле­о­на III, по­ра­жён­ной со­ци­аль­но-био­ло­гич. вы­ро­ж­де­ни­ем, ко­то­рое про­яв­ля­ет­ся в безу­держ­ной жа­ж­де на­жи­вы, на­си­лии над че­ло­ве­че­ской при­ро­дой. Ка­ж­дый ро­ман, ри­суя оче­ред­ной акт этой дра­мы, да­ёт па­но­ра­му раз­ных со­сло­вий (от про­ле­та­ри­ев, кре­сть­ян, люм­пе­нов до пра­вя­щих кру­гов), про­фес­сий (прач­ка, ма­ши­нист по­ез­да, ху­дож­ник и др.), об­ществ. не­ду­гов (про­сти­ту­ция, пьян­ст­во, нев­ро­зы, бы­то­вые пре­сту­п­ле­ния и др.), ка­так­лиз­мов (шах­тёр­ский бунт, фран­ко-прус­ская вой­на, тех­но­ген­ные ка­та­ст­ро­фы и др.). Наи­бо­лее зна­чит. ро­ма­ны цик­ла – «Чре­во Па­ри­жа» («Le ventre de Paris», 1873), «Про­сту­пок аб­ба­та Му­ре» («La faute de l’abbé Mouret», 1875), «За­пад­ня» («L’as­som­moir», 1877), «Стра­ни­ца люб­ви» («Une page d’amour», 1878), «Жер­ми­наль» («Germinal», на рус. яз. из­дан в 1884, на франц. яз. – в 1885), «Зем­ля» («La terre», 1887), «Че­ло­век-зверь» («La bête humaine», 1890), «Раз­гром» («La débâcle», 1892) и др. по­ве­ст­ву­ют об ис­ка­же­нии под­лин­ной су­ти люб­ви, се­мей­ных от­но­ше­ний под влия­ни­ем лож­ной мо­ра­ли; вме­сте с тем в них вы­ра­же­на ве­ра в об­нов­ляю­щую си­лу эво­лю­ции, в «ре­ге­не­ра­цию» уни­вер­су­ма. В ро­ма­не «Твор­че­ст­во» («L’œuvre», 1886) от­ра­же­ны ста­нов­ле­ние и кри­зис им­прес­сио­низ­ма (с ко­то­рым З. ас­со­ции­ро­вал свою пи­са­тель­скую ма­не­ру); твор­че­ст­во пред­ста­ёт в нём как по­еди­нок ху­дож­ни­ка с при­ро­дой, в хо­де ко­то­ро­го ис­кус­ст­во обо­соб­ля­ет­ся от неё и в сво­ей ав­то­ном­но­сти вос­при­ни­ма­ет­ся от­ны­не как не­что «про­ти­во­ес­те­ст­вен­ное». Ро­ман «На­на» («Na­na», 1880) о «жри­цах люб­ви» по­ра­зил со­вре­мен­ни­ков ал­ле­го­рич. об­раз­ами совр. апо­ка­лип­си­са, над­ру­га­ния над им­пер­ски­ми свя­ты­ня­ми. Под впе­чат­ле­ни­ем ре­лиг. про­по­ве­ди Л. Н. Тол­сто­го З. соз­дал цик­лы ро­ма­нов «Три го­ро­да» («Les trois villes», 1894–98) и «Че­ты­ре Еван­ге­лия» («Les quatre É vangiles», 1899–1903). В 1897 З. встал на за­щи­ту лож­но об­ви­нён­но­го в шпио­на­же офи­це­ра А. Дрей­фу­са (см. Дрей­фу­са де­ло), вы­сту­пив с от­кры­тым пись­мом к пре­зи­ден­ту Фран­ции «Я об­ви­няю» («J’accuse», 13.1.1898). З. пи­сал так­же но­вел­лы, пье­сы, де­лал сце­нич. пе­ре­ло­же­ния сво­их ро­ма­нов.

Ху­дож. про­грам­ма З. в 1870-е гг. вы­з­ва­ла об­щественный скан­дал, но к кон. 1880-х гг. ут­вер­ди­лась во франц. про­зе. Её осн. прин­ци­пы – сво­бод­ный, ни­чем не ог­ра­ни­чен­ный вы­бор тем; об­ра­ще­ние к со­вре­мен­ной, в т. ч. ни­зо­вой гор. жиз­ни; вни­ма­ние к те­лес­нос­ти, эро­ти­ке, но в то же вре­мя и к но­вей­шим дос­ти­же­ниям тех­нич. про­грес­са (ко­то­ры­ми З., как по­эт го­ро­да, вос­хи­щал­ся); на сти­ли­стич. уров­не – по­вы­шен­ная ви­зу­аль­ная вы­ра­зи­тель­ность пись­ма, стрем­ле­ние к соз­да­нию яр­ких зри­тель­ных об­ра­зов. Син­те­зи­руя в сво­ём твор­че­ст­ве чер­ты ро­ман­тиз­ма (апо­ло­гия прав твор­че­ской лич­но­сти, по-про­ме­те­ев­ски бо­рю­щей­ся с при­ро­дой; от­час­ти мис­тич. от­но­ше­ние к тай­нам «кро­ви»), на­ту­ра­лиз­ма, им­прес­сио­низ­ма (за­ри­сов­ки го­ро­да в ро­ма­не «Чре­во Па­ри­жа») и сим­во­лиз­ма (трак­тов­ка «ги­бе­ли им­пе­рии» как со­ци­аль­ной и кос­мо­ло­гич. ка­та­ст­ро­фы), З. ис­кус­но со­еди­ня­ет объ­ек­ти­визм и ли­рич­ность (ро­ман «Стра­ни­ца люб­ви»), до­ку­мен­таль­ность и миф (об­раз Ас­тар­ты-Ве­не­ры в ро­ма­не «На­на»). Но­ва­тор­ст­во З. име­ло ми­ро­вой ре­зо­нанс и во мно­гом пре­до­пре­де­ли­ло по­эти­ку со­ци­аль­но­го ро­ма­на 20 в. В Рос­сии про­из­ве­де­ния З. ак­тив­но пе­ре­во­ди­лись с 1870-х гг.; в 1875–1880 (при по­сред­ни­че­ст­ве И. С. Тур­ге­не­ва) З. со­труд­ни­чал с ж. «Вест­ник Ев­ро­пы». В 20 в. ро­ма­ны З. мно­го­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­лись круп­ней­ши­ми ре­жис­сё­ра­ми (Ж. Ре­ну­ар, Ж. Дю­ви­вье, М. Кар­не, Р. Кле­ман и др.). На­гра­ж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (1888).

Умер в ре­зуль­та­те не­сча­ст­но­го слу­чая, от­ра­вив­шись угар­ным га­зом.

Соч.: Œuvres complètes. P., 1927–1929. Vol. 1–50; Собр. соч.: В 26 т. М., 1960–1967; Œuvres complètes. P., 2002–2007 –. Vol. 1–.

Лит.: Вла­ди­ми­ро­ва М. М. Ро­ман­ный цикл Э. Зо­ля «Ру­гон-Мак­ка­ры»: Ху­до­же­ст­вен­ное и идей­но-фи­ло­соф­ское един­ст­во. Са­ра­тов, 1984; Critical essays on E. Zola. Boston, 1986; Becker C. Zola. P., 1990; Naturalism in the European novel. N. Y., 1992; Kellner S. E. Zo­la et son œuvre. Dole, 1994; Mitterand H. Zo­la. P., 1999–2002. Vol. 1–3; Vassevière J. Zola: biographie, étude de l’œuvre. P., 1999; Pa­gès A. Guide E. Zola. P., 2002; Mou­rad F.-M. Zo­la, critique littéraire. P., 2003; Тру­айя А. Э. Зо­ля. М., 2005; Тол­ма­чев В. М. На­ту­ра­лизм во Фран­ции и твор­че­ст­во Э. Зо­ля // За­ру­беж­ная ли­те­ра­ту­ра кон­ца XIX – на­ча­ла XX в. М., 2007. Т. 1; Cambridge companion to Zola. Camb., 2007; Ле­щин­ская Г. И. Э. Зо­ля: Биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке. М., 1975.

Вернуться к началу