И́БСЕН
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́БСЕН (Ibsen) Генрик (Хенрик) (20.3.1828, Шиен, Норвегия – 23.5.1906, Кристиания), норв. драматург, поэт. После разорения отца-коммерсанта покинул семью (1843), служил помощником аптекаря. Получив аттестат зрелости (1850), стал худож. руководителем первого в Норвегии нац. театра в Бергене (1852–1857); возглавлял Норв. театр в Кристиании (1857–62). Дебютировал как поэт (1849). Первое драматич. соч. И. – трагедия в стихах «Катилина» («Catilina», 1849, опубл. в 1850, пост. в 1881) – вдохновлено творчеством Ф. Шиллера, анархич. идеями. В 1850-е гг. И., воинствующий патриот, сочинял стихи, статьи на политич. темы; в 1852 посетил Данию, Германию. Ранние романтич. пьесы И., написанные под влиянием К. Ф. Хеббеля, идеализируют сканд. старину, ср.-век. героику: костюмные историч. драмы «Богатырский курган» («Kæmpehøjen», пост. в 1850), «Пир в Сульхауге» («Gildet på Solhaug», 1855, пост. в 1856), «Борьба за престол» («Kongsem», 1863, пост. в 1864). Водевиль в стихах в духе Э. Скриба «Комедия любви» («Kærlighedens komedie», 1862, пост. в 1873) – сатира на мещанскую ограниченность. В 1864 после разгрома Дании Пруссией И., разочаровавшись в движении панскандинавизма и в своём нац. идеале, выехал за границу (Рим, 1864–68, 1878–85; Дрезден, 1868–1875; Мюнхен, 1875–78, 1885–91); вернулся в Норвегию в 1891.
Славу И. принесли филос.-поэтич. драмы: «Бранд» («Brand», 1865, опубл. в 1866, пост. в 1885), «Пер Гюнт» («Peer Gynt», 1867, пост. в 1876, музыка Э. Грига), «Кесарь и Галилеянин» («Kejser og galilæer», 1871–73, пост. в 1896). Мистериальная трагедия «Бранд», отразившая влияние С. Кьеркегора и предвосхищающая образ сверхчеловека у Ф. Ницше, рисует романтика-индивидуалиста, который, отрекаясь от «ложных ценностей» (семья, государство, религия), пытается достичь абсолютной цельности личности, обрести «неведомого Бога» в самом человеке. Антитеза Бранда – Пер Гюнт, воплощение компромисса, приспособления; этот полуфольклорный образ, восходящий к сканд. мифологии, символизирует спящую нар. душу; пробудить её призвана жертвенная Сольвейг, олицетворение вечной женственности. В драме «Кесарь и Галилеянин», которую И. считал своей лучшей пьесой, на примере Юлиана Отступника обсуждается возможность синтеза язычества и христианства.
В психологич. пьесах И. о совр. быте (в осн. гор. мещанства) заметно влияние натурализма, хотя их герои в той или иной степени привержены романтич. идеалам. Лицемерию буржуазной морали И. противопоставляет героич., но не всегда реализуемый персонажами шанс «жизни не по лжи»; «пуританская» этика критикуется с позиции индивидуализма. Наиболее известны пьесы: «Кукольный дом» («Et dukkehjem», пост. в 1879; на рус. сцене под назв. «Нора») – история «новой женщины», стремящейся самореализоваться, минуя искус стать «куклой», и одновременно помочь мужчине выполнить его миссию; «Привидения» («Gengangere», 1881, пост. в 1882) – драма о запутанных отношениях между отцами и детьми; «Враг народа» («En folkefiende», 1882, пост. в 1883; на рус. сцене под назв. «Доктор Штокман») – история одиночки, противостоящего лицемерию большинства; «Дикая утка» («Vildanden», 1884, пост. в 1885) – о тщетности попыток разоблачить семейную ложь; «Гедда Габлер» («Hedda Habler», 1890, пост. в 1891) – история сильной женщины, скрашивающей пошлость жизни мечтой о «красивой смерти».
Поздние драмы, сближающие И. с символизмом, тяготеют к притче; в них центр. место занимает мотив неугасимости романтич. идеала – «Росмерсхольм» («Rosmersholm», 1886, пост. в 1887), «Женщина с моря» («Fruen fra havet», 1888, пост. в 1889), «Строитель Сольнес» («Bygmester Solness», 1892, пост. в 1893), «Маленький Эйольф» («Lille Eyolf», 1894, пост. в 1895), «Йун Габриэль Боркман» («John Gabriel Borkman», 1896, пост. в 1897), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» («När vi døde vägner», 1899, пост. в 1900).
И. – реформатор европ. и мирового театра, создатель модели социально-психологич. драмы 20 в., «драмы-дискуссии» (Б. Шоу); его творч. опыт (в частности, разработанную им поэтику «подтекста», или «мелкого письма», – насыщения действия ремарками, деталями, жестами, выполняющими роль как косвенной характеристики, так и символа) использовали Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк, Шоу, Ю. О’Нил и др. В России переводы и постановки пьес И. появляются с 1880-х гг. И. оказал сильное влияние на А. П. Чехова, а также на рус. символистов (А. А. Блок, А. Белый, Д. С. Мережковский и др.). Сочинения И. неоднократно экранизировались, в т. ч. В. Д. Шёстрёмом, К. Мидзогути, Р. В. Фасбиндером, С. Реем.