Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИВА́НОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Коростелёв
Г. В. Иванов. Портрет работы Ю. П. Анненкова. 1921.

ИВА́НОВ Ге­ор­гий Вла­ди­ми­ро­вич [29.10(10.11).1894, име­ние Пу­ки, по др. све­де­ни­ям, Сту­дён­ки Сяд­ской вол. Тель­шев­ско­го у. Ко­вен­ской губ. – 26.8.1958, Йер-ле-Паль­мье, Фран­ция], рус. по­эт, ме­муа­рист, кри­тик. Ро­дил­ся в се­мье пол­ков­ни­ка в от­став­ке. С 1905 учил­ся в Яро­слав­ском, а с 1907 – во 2-м ка­дет­ском кор­пу­се в С.-Пе­тер­бур­ге. На­чал пе­ча­тать­ся с 1910. В 1911 по­зна­ко­мил­ся с И. Се­ве­ря­ни­ным, во­шёл в «ди­рек­то­ри­ат» эго­фу­ту­ри­стов; уво­лил­ся из кор­пу­са, не окон­чив кур­са. Пер­вая кни­га сти­хов – «От­плы­тие на о. Ци­те­ру» (1912). В 1913 вы­шел из круж­ка эго­фу­ту­ри­стов, всту­пил в «Цех по­этов». Ор­га­ни­за­тор и ру­ко­во­ди­тель (совм. c Г. В. Ада­мо­ви­чем) вто­ро­го «Це­ха по­этов» (1916–17), ак­тив­ный уча­ст­ник, а по­сле ги­бе­ли Н. С. Гу­ми­лё­ва ру­ко­во­ди­тель третье­го «Це­ха по­этов» (1921–22). Ав­тор по­этич. сб-ков «Гор­ни­ца» (1914), «Па­мят­ник сла­вы» (1915), «Ве­реск» (1916), «Са­ды» (1921), при­нёс­ших ему ре­пу­та­цию сти­хо­твор­ца, безу­преч­но вла­дею­ще­го по­этич. тех­ни­кой; пе­ре­во­д­чик про­из­ве­де­ний Воль­те­ра, С. Т. Кол­рид­жа, Т. Го­тье и др. В сент. 1922 вы­ехал в ко­ман­ди­ров­ку в Гер­ма­нию «для со­став­ле­ния ре­пер­туа­ра го­су­дар­ст­вен­ных те­ат­ров», от­ту­да в 1923 пе­ре­брал­ся в Па­риж. Пе­ча­тал­ся в эмиг­рант­ской пе­рио­ди­ке, вы­пус­тил ме­му­ар­ную кн. «Пе­тер­бург­ские зи­мы» (1928), «по­эму в про­зе» «Рас­пад ато­ма» (1938) – об аб­сурд­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бы­тия и не­со­вер­шен­ст­ве ми­ра, а так­же сб. сти­хов «Ро­зы» (1931), ко­то­рый мн. кри­ти­ка­ми сра­зу был при­знан од­ной из луч­ших по­этич. книг рус. эмиг­ра­ции. Твор­че­ст­во И. это­го пе­рио­да ока­за­ло боль­шое влия­ние на млад­шее по­ко­ле­ние эмиг­рант­ских пи­са­те­лей. Бес­смен­ный пред­се­да­тель со­б­ра­ний «Зе­лё­ной лам­пы» в Па­ри­же; в 1939–46 жил в Би­ар­ри­це, по­сле вой­ны воз­вра­тил­ся в Па­риж, вы­пус­тил кн. сти­хов «Порт­рет без сход­ст­ва» (1950). C 1953 жил в стар­че­ских до­мах на юге Фран­ции. По­след­няя под­го­тов­лен­ная И. кн. «1943–1958: Сти­хи» вы­шла че­рез неск. дней по­сле его смер­ти; в ней И. пред­ста­ёт как «един­ст­вен­ный в на­шей ли­те­ра­ту­ре рус­ский эк­зи­стен­циа­лист» (Р. Б. Гуль), су­мев­ший во­пло­тить ми­ро­ощу­ще­ние че­ло­ве­ка эпо­хи кри­зи­са, на­строе­ния тос­ки и от­чая­ния.

Соч.: Собр. соч.: В 3 т. М., 1994; Сти­хо­тво­ре­ния. СПб., 2005.

Лит.: Крейд В. Пе­тер­бург­ский пе­ри­од Г. Ива­но­ва. Нью-Йорк, 1989; Ер­ми­ло­ва Е. В. Г. Ива­нов // Ли­те­ра­ту­ра рус­ско­го за­ру­бе­жья: 1920–1940. М., 1993.

Вернуться к началу