Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАНО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 736

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАНО́Н в му­зы­ке, 1) по­ли­фо­нич. фор­ма, в ко­то­рой ме­ло­дия (од­на или не­сколь­ко) об­ра­зу­ет кон­тра­пункт са­ма с со­бой. Тех­ни­че­ски ча­ще все­го ос­но­вы­ва­ет­ся на по­сле­до­ва­тель­но про­во­ди­мой (ка­но­ни­че­ской) ими­та­ции, ко­гда ме­ло­дия в ка­ж­дом ими­ти­рую­щем го­ло­се всту­па­ет до то­го, как она за­кон­чи­лась в др. го­ло­се. На­чи­наю­щий го­лос ка­но­нич. ими­та­ции на­зы­ва­ет­ся про­пос­той (P), ими­ти­рую­щие – ри­спо­ста­ми (R):

1. Двойной 4-голосный канон в обращении. В. А. Моцарт. Струнный квинтет K 406, 3-я часть.

К. обыч­но 2–4-го­лос­ны, хо­тя чис­ло го­ло­сов тео­ре­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­но. Го­ло­са К. мо­гут всту­пать в разл. ин­тер­ва­лы (в при­му, ок­та­ву, квар­ту и др.) и в разл. по­ряд­ке, в ча­ст­но­сти од­но­вре­мен­но (см. при­мер ). По чис­лу ими­ти­руе­мых ме­ло­дий раз­ли­ча­ют­ся про­стые и слож­ные (двой­ные, трой­ные) К. По­ми­мо ими­та­ции в пря­мом дви­же­нии, в К. воз­мож­но об­ра­ще­ние ме­ло­дии, ра­ко­ход, уве­ли­че­ние, умень­ше­ние и др. пре­об­ра­зо­ва­ния.

2. 2-голосная каноническая секвенция в сопровождении свободного голоса. И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», том I, фуга c-moll.

Раз­ли­ча­ют так­же К. ко­неч­ный и бес­ко­неч­ный, или кру­го­вой (воз­вра­щаю­щий­ся к сво­ему на­ча­лу). Раз­но­вид­но­сти К. (как пра­ви­ло, внут­ри бо­лее круп­ной фор­мы): стрет­та; ка­но­нич. се­к­вен­ция, в ча­ст­но­сти «спи­раль­ный» К. per tonos (при­хо­дя­щий к сво­ему на­ча­лу по­сле транс­по­зи­ций). Ка­но­нич. ими­та­ция не­ред­ко со­про­во­ж­да­ет­ся сво­бод­ны­ми го­ло­са­ми.

К. за­ро­дил­ся од­но­вре­мен­но с ими­та­ци­ей как её раз­но­вид­ность (напр., ор­га­нум Пе­ро­ти­на «Viderunt», ок. 1200); ран­ние фор­мы К. – ро­та («ко­ле­со»; напр., англ. «Лет­ний ка­нон», ок. 1250), итал. кач­ча, франц. шас (caccia, caça, chasse, букв. – охо­та, 13–14 вв.), «фу­га» (об­ще­при­ня­тое на­зва­ние тех­ни­ки К. в 14–17 вв.; впер­вые – у Яко­ба Льеж­ско­го). При бес­пар­ти­тур­ной за­пи­си К. час­то но­ти­ро­вал­ся толь­ко один го­лос, из ко­то­ро­го «вы­во­ди­лись» все ос­таль­ные. В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния К. трак­то­вал­ся как «фор­ма с вы­во­ди­мы­ми го­ло­са­ми», что лишь от­час­ти сов­па­да­ет с совр. по­ни­ма­ни­ем К. как ими­тац. кон­тра­пунк­та. Ком­по­зи­то­ры ни­дер­ланд­ской (фран­ко-флам.) шко­лы 15–16 вв. (Жос­кен Де­пре, Я. Об­рехт, Б. Кор­дье и др.) сло­вом «canon» (лат. – пра­ви­ло) обо­зна­ча­ли над­пись-из­ре­че­ние, ука­зы­ваю­щее, обыч­но в на­ро­чи­то за­мы­сло­ва­той фор­ме, на спо­соб ис­пол­не­ния К. по вы­пи­сан­но­му го­ло­су (со­глас­но Тинк­то­ри­су, К. – «пра­ви­ло, яв­ляю­щее во­лю ком­по­зи­то­ра под по­кро­вом не­кой тьмы»); от­сю­да назв. муз. фор­мы К. При­ме­ры над­пи­сей: «...Во-пер­вых, рас­тёт впя­те­ро, во-вто­рых, вчет­ве­ро, в-треть­их, втрое» (т. е. кан­тус фир­мус сле­ду­ет по­вто­рять в пя­ти­крат­ном, че­ты­рёх­крат­ном и трёх­крат­ном уве­ли­че­нии); «Пусть ле­тит в бе­зд­ну как ка­мень» (петь ок­та­вой ни­же за­пи­сан­но­го); «Воз­вы­шаю­щий се­бя да уни­зит­ся» (петь в об­ра­ще­нии).

3. Простой прямой 4-голосный пропорциональный канон. Пьер де ла Рю. Месса «L’homme armé» («Вооружённый человек»), Agnus III. а – оригинал (пример из «Додекахорда» Г. Глареана); б – начало расшифровки...

Осо­бым раз­но­об­ра­зи­ем тех­ни­ки и форм от­ли­ча­лись ни­дерл. К. Их ви­ды (по клас­си­фи­ка­ции Л. Фай­нин­ге­ра): про­стой пря­мой К., слож­ный пря­мой К., про­пор­цио­наль­ный (или мен­зу­раль­ный), ли­не­ар­ный, ин­вер­си­он­ный, эли­зи­он­ный ка­но­ны. К. с не­вы­пи­сан­ны­ми ри­спо­ста­ми впо­след­ст­вии ста­ли на­зы­вать за­га­доч­ным К. (при воз­мож­но­сти раз­ных рас­шиф­ро­вок та­кой К. на­зы­ва­ет­ся по­ли­морф­ным).

Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров К. – Г. де Ма­шо, Яко­по Бо­лон­ский, Г. Дю­фаи, Й. Оке­гем, Х. Изак, Дж. П. да Па­ле­ст­ри­на, С. Шейдт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, А. фон Ве­берн. В рус. му­зы­ке К. встре­ча­ют­ся у М. И. Глин­ки (К. из 1-го дей­ст­вия опе­ры «Рус­лан и Люд­ми­ла»), А. П. Бо­ро­ди­на (в Нок­тюр­не из 2-го квар­те­та), С. И. Та­нее­ва (в кан­та­те «Ио­анн Да­ма­скин»), Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (в 1-й час­ти 5-й сим­фо­нии, фу­гах op. 87), Р. К. Щед­ри­на («По­ли­фо­ни­че­ская тет­радь») и мн. др. ком­по­зи­то­ров.

2) Од­но­струн­ный ин­ст­ру­мент (мо­но­хорд), в Древ­ней Гре­ции (у пи­фа­го­рей­цев) и в сред­ние ве­ка слу­жив­ший для де­мон­ст­ра­ции чи­сло­вых со­от­но­ше­ний муз. зву­ков (ин­тер­ва­лов и зву­ко­ря­дов) в науч. и учеб­ных це­лях.

3) Цит­ро­вид­ный муз. ин­ст­ру­мент. См. Ка­нун.

Лит.: Та­не­ев С. И. Уче­ние о ка­но­не. М., 1929; Feininger L. K. Die Frühgeschichte des Ka­nons bis Josquin des Prez (um 1500). Emsdet­ten, 1937; Бо­га­ты­рев С. С. Двой­ной ка­нон. М.; Л., 1947; Handschin J. The Summer ca­non and its background // Musica Disciplina. 1949. Vol. 3; Gla­rea­nus H. Do­de­ca­chor­don. [Ro­me], 1965. Vol. 2; Хо­ло­пов Ю. Ка­нон. Ге­не­зис и ран­ние эта­пы раз­ви­тия // Тео­ре­ти­че­ские на­блю­де­ния над ис­то­ри­ей му­зы­ки. М., 1978; Про­то­по­пов Вл. Очер­ки из ис­то­рии ин­ст­ру­мен­таль­ных форм XVI – нач. XIX вв. М., 1979; Ти­мо­феев Н. А. Пре­вра­щае­мость про­стых ка­но­нов стро­го­го пись­ма. М., 1981; Lowin­sky E. E. Mu­sic in Titian’s Bacchanal of the Andrians: origin and history of the canon per tonos // Ti­tian: his world and his legacy / Ed. D. Rosand. N. Y., 1982; Ле­бе­дев С. Н. За­га­доч­ный ка­нон Ра­мо­са де Па­ре­хи // Sator tenet opera rotas: Ю. Н. Хо­ло­пов и его на­уч­ная шко­ла. М., 2003. См. так­же лит. при стать­ях По­ли­фо­ния, Фу­га.

Вернуться к началу