КАТЕ́НИН
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТЕ́НИН Павел Александрович [11(22).12.1792, усадьба Шаёво Кологривского у. Костромской губ. – 23.5(4.6).1853, там же; похоронен в с. Бореево Чухломского у. Костромской губ., в 1955 прах перенесён в г. Чухлома], рус. поэт, драматург, чл. Рос. академии (1833), поч. чл. Петерб. АН (1841). Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование. С 1810 служил в л.-гв. Преображенском полку. Участвовал в Отеч. войне 1812 и заграничных походах рос. армии 1813–14. Входил в первые декабристские организации: Союз спасения (1816–18) и Военное об-во (1817). В 1820 уволен в отставку; в 1822 за скандал в театре выслан из С.-Петербурга, возвратился в 1825. В 1833–38 служил на Кавказе и вышел в отставку в чине ген.-майора, в дальнейшем почти безвыездно жил в родовом имении Шаёво.
К. начал печататься в 1810; приобрёл известность как автор «простонародных» баллад («Наташа», «Убийца», «Леший»; все 1815). К. полемически противопоставил задушевному лиризму и стилистич. изяществу баллад В. А. Жуковского отстранённое изображение рус. нар. суеверий и быта, социальную и психологич. конкретность героев, точность предметных деталей и «грубый» слог. «Ольга» (1816) – переложение баллады «Ленора» Г. А. Бюргера, ранее послужившей источником «Людмилы» Жуковского, вызвала полемику между Н. И. Гнедичем и А. С. Грибоедовым, выступившим на стороне К. В теории и на практике К. декларировал принципиальный отказ от интимной поэзии самовыражения ради «предмета древнего или чуждого» – классич. древности («Софокл», 1818; «Сафо», 1838), древней рус. истории («Мстислав Мстиславич», 1819), подлинного (а не романтически переосмысленного) европ. Средневековья («Романсы о Сиде», 1822–1823, опубл. в 1832; перевод исп. романсов в обработке И. Г. Гердера). Единственная оригинальная трагедия К. – «Андромаха» (1827) не имела успеха из-за её архаичной для романтич. эпохи «классицистичности». К. принадлежат также написанная в соавторстве с Грибоедовым прозаич. комедия «Студент» (1817), комедия в стихах «Сплетни» (пост. в 1820, опубл. в 1821; переделка комедии Ж. Б. Л. Грессе «Злой»), отчасти предвосхитившая проблематику «Горя от ума» Грибоедова; а также переводы трагедий Ж. Расина («Эсфирь», 1816), П. Корнеля («Сид», 1822) и др. Высшими достижениями К.-поэта стали: «Княжна Милуша» (1834) – шуточная поэма-сказка из времён кн. Владимира, включающая множество авторских отступлений, а также совр. «быль» «Инвалид Горев» (1836) о злоключениях рус. солдата, возвращающегося из франц. плена в родную деревню, написанная редким для рус. поэзии размером – пентаметром. Лит. воззрения К., оказавшие влияние на творчество Грибоедова и А. С. Пушкина, изложены в цикле статей «Размышления и разборы» (1830), опубликованных в «Литературной газете».