Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 500

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ф. Г. де Кеведо-и-Вильегас. Портрет работы Д. Веласкеса. 1631–35. Частная коллекция.

КЕВЕ́ДО-И-ВИЛЬЕ́ГАС (Quevedo y Ville­gas) Фран­си­ско Го­мес де (17.9.1580, Мад­рид – 8.9.1645, Виль­я­ну­эва-де-лос-Ин­фан­тес), исп. пи­са­тель. При­над­ле­жал к ста­рин­ной кас­тиль­ской зна­ти. Отец К.-и-В. был лич­ным сек­ре­та­рём Ма­рии Ис­пан­ской, до­че­ри Кар­ла V, мать – фрей­ли­ной. Оси­ро­тев в воз­рас­те 6 лет, К.-и-В. вос­пи­ты­вал­ся в ие­зу­ит­ской шко­ле, обу­чал­ся в ун-те г. Аль­ка­ла-де-Эна­рес (1596–1600), ко­то­рый за­кон­чил со сте­пе­нью ли­цен­циа­та ис­кусств. Изу­чал тео­ло­гию в ун-те г. Валь­я­до­лид, ку­да пе­ре­ехал вме­сте с ко­ро­лев­ским дво­ром (1601). На­след­ник гу­ма­ни­стич. тра­ди­ций, уни­вер­саль­но об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, К.-и-В. знал др.-греч., лат., др.-евр., араб., франц., пор­туг. и итал. язы­ки. В 1606 вер­нул­ся в Мад­рид. В 1609 по­сле убий­ст­ва со­пер­ни­ка на дуэ­ли скры­вал­ся в ма­те­рин­ском име­нии Тор­ре-де-Ху­ан-Абад. В 1613 во вре­мя по­ез­док в Ниц­цу и Ве­не­цию со­про­во­ж­дал сво­его дру­га и по­кро­ви­те­ля гер­цо­га де Осу­ну, ко­то­ро­му по­мог по­лу­чить долж­ность ви­це-ко­ро­ля в Не­апо­ле. На­хо­дясь на по­сту мин. фи­нан­сов Не­апо­ли­тан­ско­го ви­це-ко­ро­лев­ст­ва (1616–20), пы­тал­ся под­чи­нить Ис­па­нии итал. об­лас­ти, в т. ч. Ве­не­ци­ан­скую рес­пуб­ли­ку. В 1620 впал в не­ми­лость, был вы­ну­ж­ден скры­вать­ся. В 1621 по во­ле Фи­лип­па IV воз­вра­щён ко дво­ру в Мад­ри­де. Вер­ши­ной при­двор­ной карь­е­ры К.-и-В. ста­ло его на­зна­че­ние на долж­ность ко­ро­лев­ско­го сек­ре­та­ря (1632). В 1620–30-е гг. К.-и-В. мно­го раз­мыш­лял об иде­аль­ном уст­рой­ст­ве го­су­дар­ст­ва, пе­ре­вёл на исп. яз. «Уто­пию» Т. Мо­ра, раз­ви­вал идею о не­от­де­ли­мо­сти по­ли­ти­ки от хри­сти­ан­ской мо­ра­ли. В 1639 по об­ви­не­нию в гос. из­ме­не был аре­сто­ван и за­то­чён в мон. Сан-Мар­кос-де-Ле­он. Ос­во­бо­ж­дён­ный в 1643, ос­та­ток жиз­ни он про­вёл в име­нии Тор­ре-де-Ху­ан-Абад, а за­тем в до­ми­ни­кан­ском мон. Виль­я­ну­эва-де-лос-Ин­фан­тес.

Твор­че­ст­во К.-и-В., од­но­го из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ба­рок­ко, от­ра­зи­ло бо­лез­нен­но пе­ре­жи­вае­мое раз­ло­же­ние исп. об­ще­ст­ва в эпо­ху, ког­да исп. им­пе­рия на­ча­ла ут­ра­чи­вать мо­гу­ще­ст­во. По­этич. стиль К.-и-В., сто­рон­ни­ка кон­сеп­тиз­ма, ос­но­ван на обыг­ры­ва­нии ри­то­рич. приё­мов, соз­да­нии но­вых слов и не­обыч­ном упот­реб­ле­нии ста­рых, гро­те­ск­ном сти­ра­нии гра­ниц ме­ж­ду ми­ром лю­дей и ве­щей, жи­вым и мёрт­вым, ви­ди­мо­стью и сущ­но­стью. Про­тив гон­го­риз­ма на­прав­лен трак­тат-пам­флет К.-и-В. «Куль­ти­ст­ская ла­ти­но­бол­тов­ня» («La culta latiniparla», 1624, и др.). Осн. жан­ры по­эзии К.-и-В. – со­не­ты (в т. ч. «со­не­ты к Ли­си» в ду­хе пет­рар­киз­ма), глос­сы, ли­рич. лет­ри­льи (по­сла­ния), ре­дон­ди­льи и др.; в ней до­ми­ни­ру­ет те­ма бы­ст­ро­теч­но­сти жиз­ни, тра­гиз­ма зем­но­го су­ще­ст­во­ва­ния че­ло­ве­ка, ко­то­рый не вла­стен над вре­ме­нем («Со­нет, в ко­то­ром го­во­рит­ся, что всё во­круг на­по­ми­на­ет о смер­ти», «На смерть гра­фа Виль­я­медь­я­ны» и др.). Те­мы смер­ти как уни­вер­саль­но­го за­ко­на ми­ро­зда­ния, а так­же стои­че­ско­го от­но­ше­ния к ней до­ми­ни­ру­ют в сти­хо­тво­ре­ни­ях об ил­люзор­но­сти бо­гат­ст­ва и зем­ной вла­сти («Со­нет о том, сколь об­ман­чи­ва ока­жет­ся на­руж­ная ви­ди­мость, ес­ли су­дить по ис­тин­ной внут­рен­ней су­ти» и др.). Кар­ти­на все­об­ще­го па­де­ния нра­вов пред­став­ле­на в па­ро­дий­ных эпи­та­фи­ях, эпи­грам­мах, а так­же в про­зе К.-и-В.: са­ти­ры «Сно­ви­де­ния и ре­чи» («Sueños y discursos», опубл. в 1627), «Речь о всех чер­тях, или Ис­прав­лен­ный ад» («Discurso de todos los di­ab­los o infierno emendado», 1628) и др., сб. но­велл «Час воз­дая­ния, или Ра­зум­ная фор­ту­на» («La hora de todos y la fortuna con seso», созд. в 1630-е гг.). В мно­го­числ. па­ро­ди­ях на жан­ры де­ло­вой про­зы нач. 17 в. (ге­неа­ло­гии, брач­ные до­го­во­ры, ука­зы и т. д.) К.-и-В. ра­зо­б­ла­чал то­таль­ное ко­ры­сто­лю­бие, об­ман, ци­низм и эго­изм, ца­ря­щие в об­ще­ст­ве. Исп. дей­ст­ви­тель­ность ста­ла гл. объ­ек­том изо­бра­же­ния в наи­бо­лее из­вест­ном про­за­ич. про­из­ве­де­нии К.-и-В. – плу­тов­ском ро­ма­не «Ис­то­рия жиз­ни прой­до­хи по име­ни дон Паб­лос» («Historia de la vida del Buscón, llamado don Pab­los», 1606–09, опубл. в 1626, рус. пер. 1950), ге­рой ко­то­ро­го во вре­мя стран­ствий зна­ко­мит­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Сре­ди со­чи­не­ний К.-и-В. – трак­та­ты на мо­раль­но-по­ли­тич. и фи­лос. те­мы [«За­щи­щён­ная Ис­па­ния» («Espa­ña defen­di­da», 1609), «По­ли­ти­ка Бо­га, прав­ле­ние Хри­ста, ти­ра­ния Са­та­ны» («Po­lítica de Dios, govierno de Cristo, tiranía de Sa­ta­nás», pt. 1–2, 1626–39), «Ко­лы­бель и мо­ги­ла» («La cuna y la sepultura», 1635) и др.], на­зи­да­тель­ные жиз­не­опи­са­ния [«Марк Брут» («Marco Bruto», 1644), «Жизнь Свя­то­го Апо­с­то­ла Пав­ла» («Vida de San Pablo Aps­tol», 1644)]. Сти­хо­тво­ре­ния К.-и-В., при его жиз­ни рас­про­стра­няв­шие­ся в спи­сках, впер­вые бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны в кн. «Ис­пан­ский Пар­нас, дву­гла­вая го­ра, оби­тель де­вя­ти кас­тиль­ских муз» (1648). Твор­че­ст­во К.-и-В. по­лу­чи­ло из­вест­ность в Рос­сии со 2-й пол. 20 в.

Соч.: Куль­ти­ст­ская ла­ти­но­бол­тов­ня // Ис­пан­ская эс­те­ти­ка: Ре­нес­санс. Ба­рок­ко. Про­све­ще­ние. М., 1977; Из­бран­ное. М., 1980; По­эзия ис­пан­ско­го Воз­ро­ж­де­ния. М., 1990. C. 447–468; Poesía varia. Madrid, 1997; Obras completas en prosa. Madrid, 2003–. Vol. 1–3–; По­эзия ис­пан­ско­го ба­рок­ко. СПб., 2006. С. 169–390.

Лит.: Martín Pérez M. Quevedo: aproxima­ci­ón a su religiosidad. Burgos, 1980; Profeti M. G. Quevedo. Roma, 1984; Lázaro Carreter F. Estilo barroco y personalidad creadora: Góngo­ra, Quevedo, Lope de Vega. 5 ed. Madrid, 1992; Rostros y máscaras: personajes y temas de Quevedo. Pamplona, 1999; Пис­ку­но­ва С. И. Про­за Ф. де Ке­ве­до: гро­теск и ри­то­ри­ка // Сво­бод­ный взгляд на ли­те­ра­ту­ру: Про­бле­мы со­вре­мен­ной фи­ло­ло­гии. М., 2002; Arel­lano I. Poe­sía satírico burlesca de Quevedo. Pam­plo­na, 2003; Fernández Mosquera S. Quevedo: re­es­cri­tura e intertextualidad. Madrid, 2005; Crosby J. O. Guía bibliográfica para el estudio crítico de Quevedo. L., 1976.

Вернуться к началу