Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КРЖИЖАНО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 8

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Н. Дмитриевская

КРЖИЖАНО́ВСКИЙ Си­гиз­мунд До­ми­ни­ко­вич [30.1(11.2).1887, с. Де­ми­ев­ка Ки­ев­ско­го у. Ки­ев­ской губ.; ны­не в чер­те Кие­ва – 28.12.1950, Мо­ск­ва], рус. пи­сатель, ли­те­ра­ту­ро­вед, те­ат­ро­вед. Ро­дил­ся в поль­ской ка­то­лич. се­мье. Окон­чил юри­дич. ф-т Ки­ев­ско­го ун-та (1913), од­но­вре­мен­но слу­шал лек­ции на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. и фи­ло­соф­ском фа­куль­те­тах. В 1912–13 по­се­тил Ита­лию, Ав­ст­рию, Гер­ма­нию, Швей­ца­рию, Фран­цию. В 1918–22 чи­тал лек­ции по пси­хо­ло­гии твор­че­ст­ва, ис­то­рии и тео­рии те­ат­ра, лит-ры и му­зы­ки в Ки­ев­ской конс., за­тем в Мо­ск­ве (где жил с 1922) – в ГОСЕТе, сту­дии Ка­мер­но­го те­ат­ра и др. В сер. 1920-х гг. ак­тив­но уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти ГАХН.

На­чал пе­ча­тать­ся с 1912 (сти­хи, пу­те­вые очер­ки), но сво­им лит. де­бю­том счи­тал пуб­ли­ка­цию в 1919 рас­ска­за «Яко­би и "Яко­бы"» и но­велл-притч «Ка­та­стро­фа», «Лес ка­ран­да­шей». Вы­сту­пал с пуб­лич­ным чте­ни­ем сво­их про­из­ве­де­ний, при­нёс­шим ему при­зна­ние в моск. лит. кру­гах. В 1923 в Мо­ск­ве по­став­ле­на пье­са К. «Че­ло­век, ко­то­рый был чет­вер­гом» по од­но­им. ро­ма­ну Г. Чес­тер­то­на (реж. А. Я. Та­и­ров, худ. А. А. Вес­нин). Бóль­шая часть лит. на­сле­дия К. опуб­ли­ко­вана по­смерт­но. Са­мая круп­ная при­жиз­нен­ная пуб­ли­ка­ция – до­ку­мен­таль­ная ис­то­ри­ко-фи­лос. по­весть в пись­мах «Штем­пель: Мо­ск­ва» (1925). Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: по­вес­ти «Клуб убийц букв» (1926), «Вос­по­ми­на­ния о бу­ду­щем», «Ма­те­риа­лы к био­гра­фии Гор­ги­са Ка­та­фа­ла­ки», ко­ме­дия «Пи­са­ная тор­ба» (все 1929), но­вел­лы «В зрач­ке», «Книж­ная за­клад­ка» (обе 1927); сце­нарии к ху­дож. ф. «Празд­ник свя­то­го Йор­ге­на» (1930; реж. Я. А. Про­та­за­нов) и мульт­филь­му «Но­вый Гул­ли­вер» (1935; реж. А. Л. Птуш­ко). Ав­тор мно­го­числ. ис­то­ри­ко-тео­ре­тич. ста­тей о лит-ре и те­ат­ре: «Фи­ло­со­фе­ма о те­ат­ре» (1923), «По­эти­ка за­гла­вий» (1925; отд. изд. – 1931), «Ко­ме­дио­гра­фия Шек­спи­ра», «Фраг­мен­ты о Шек­спи­ре», «Ис­кус­ст­во эпи­гра­фа: Пуш­кин» (все в сер. 1930-х гг.). В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ос­та­вал­ся в Мо­ск­ве; со­ста­вил за­мет­ки, во­шед­шие в кни­гу очер­ков «Мо­ск­ва в пер­вый год вой­ны» (1948, опубл. в 1989).

Про­зу К. от­ли­ча­ют ла­ко­нич­ный слог, ди­на­мич­ность по­ве­ст­во­ва­ния, «рва­ный» ритм. Бо­га­тая ме­та­фо­ри­ка, пе­ре­пле­те­ние ре­аль­но­го и фан­та­сти­че­ско­го, ги­пер­бо­ли­за­ция, до­хо­дя­щая до гро­те­ска, в со­че­та­нии с иро­нич. ин­то­на­ци­ей, мас­ки­рую­щей тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ние пи­са­те­ля, обу­слов­ли­ва­ют фан­тас­ма­го­рич­ность про­из­ве­де­ний К., счи­тав­ше­го се­бя са­ти­ри­ком и оп­ре­де­ляв­ше­го свой ме­тод как «экс­пе­ри­мен­таль­ный реа­лизм».

Соч.: Стра­ны, ко­то­рых нет: Ста­тьи о ли­те­ра­ту­ре и те­ат­ре. За­пис­ные тет­ра­ди. М., 1994; Собр. соч.: В 5 т. СПб., 2001–2006–. Т. 1–4–; Три­на­дца­тая ка­те­го­рия рас­суд­ка: [По­вес­ти, рас­ска­зы]. М., 2006.

Лит.: Гас­па­ров М. Л. Мир С. Кржи­жа­нов­ско­го // Ок­тябрь. 1990. № 3; Ка­мя­нов В. И. Крас­ный ферзь под бо­ем // Но­вый мир. 1992. № 8; Пе­рель­му­тер В. Г. Судь­ба бе­рет се­бе звез­ды // Со­вре­мен­ная дра­ма­тур­гия. 1992. № 2; То­поров В. Н. «Ми­нус»-про­стран­ст­во С. Кржи­жа­нов­ско­го // То­по­ров ВН. Миф. Ри­ту­ал. Сим­вол. Об­раз: Ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ми­фо­по­эти­че­ско­го. М., [1995].

Вернуться к началу