Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

КУЗМИ́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 254

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Богомолов
М. А. Кузмин. Портрет работы К. А. Сомова. Акварель, гуашь. 1909. Третьяковская галерея (Москва).

КУЗМИ́Н Ми­ха­ил Алек­сее­вич [6(18).10.1872, Яро­славль – 1.3.1936, Ле­нин­град], рус. по­эт, про­за­ик, пе­ре­во­дчик, ком­по­зи­тор, ху­дож. кри­тик. Дво­ря­нин. До 1884 жил в Са­ра­то­ве, за­тем в С.-Пе­тер­бур­ге. Учил­ся в С.-Пе­терб. конс. (1891–94) у А. К. Ля­до­ва, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва. Со­вер­шил пу­те­ше­ст­вия в Еги­пет (1895) и в Ита­лию (1897), ока­зав­шие воз­дей­ст­вие на его твор­че­ст­во. В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. был тес­но свя­зан со ста­ро­об­ряд­ца­ми. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1898 (нот­ная пуб­ли­ка­ция «Три ро­ман­са» на сти­хи Р. Сюл­ли-Прю­до­ма, Д. С. Ме­реж­ков­ско­го и свои собств.). В 1900-х – 1910-х гг. на­пи­сал неск. вокаль­ных цик­лов на свои сти­хи; наи­боль­шую из­вест­ность из них при­обрёл цикл «Алек­сан­д­рий­ские пес­ни» (1905–08; с но­та­ми изд. в 1921). С сер. 1900-х гг. при­ни­мал уча­стие в «Ве­че­рах со­вре­мен­ной му­зы­ки», «вос­кре­сень­ях» Ф. К. Со­ло­гу­ба, «сре­дах» В. И. Ива­но­ва, по­ста­нов­ках те­ат­ра В. Ф. Ко­мис­сар­жев­ской. Ав­тор му­зы­ки к дра­мам А. А. Бло­ка «Ба­ла­ган­чик» (1906; пост. в 1906), «Не­зна­ком­ка» (1911; пост. в 1914, обе – в ре­жис­су­ре В. Э. Мей­ер­холь­да) и «Ро­за и крест» (1913), опе­ры «Ев­ло­гий и Ада» (не пост.), оперетт («За­ба­ва дев», «Жен­ская вер­ность, или Воз­вра­ще­ние Одис­сея», обе пост. 1911) и ба­ле­тов («Одер­жи­мая прин­цес­са», 1913; «Вы­бор не­вес­ты», 1916). Пе­ча­тал­ся в жур­на­лах «Ве­сы», «Зо­ло­тое ру­но», «Пе­ре­вал», «Апол­лон», а так­же в сим­во­ли­ст­ском изд-ве «Скор­пи­он», од­на­ко эс­те­тич. прин­ци­пы сим­во­лиз­ма раз­де­лял лишь в ма­лой сте­пе­ни. Скан­даль­ную сла­ву К. при­нес­ла по­весть «Кры­лья» (1906), шо­ки­ро­вав­шая чи­та­те­лей идеа­ли­стич. изо­бра­же­ни­ем го­мо­сек­су­аль­ной люб­ви. Пер­вый сб-к сти­хов «Се­ти» (1908) в сво­ей осн. час­ти по­стро­ен как три­ло­гия вос­хо­ж­де­ния от люб­ви об­ман­ной к под­лин­ной, яв­ляю­щей со­бой ана­лог бо­же­ст­вен­ной. К ран­не­му пе­рио­ду твор­че­ст­ва К. от­но­сят­ся так­же сб-ки «Три пье­сы» (1907; ти­раж кон­фиско­ван), «Ко­ме­дии» (1908), про­за­ич. сти­ли­за­ции ан­тич­ной про­зы и зап.-ев­роп. лит-ры 18 в. (по­весть «При­клю­че­ния Эме Ле­бе­фа», 1907, и др.), а так­же про­из­ве­де­ния на совр. те­му [рас­сказ «Кар­тон­ный до­мик» (1907) – о те­ат­ре Ко­мис­сар­жев­ской, и др.]. В 1910 в про­грамм­ной ст. «О пре­крас­ной яс­но­сти» вы­дви­нул эс­те­тич. прин­цип «кла­риз­ма» (ло­ги­че­ски яс­ной фор­мы, об­ла­даю­щей чёт­кой струк­ту­рой), по­лу­чив­ший раз­ви­тие в ху­дож. кон­цеп­ции ак­меи­стов (см. Ак­ме­изм). Сб-к сти­хов «Осен­ние озё­ра» (1912) за­кре­пил за К. ре­пу­та­цию мас­те­ра, сво­бод­но вла­дею­ще­го все­ми сти­хо­вы­ми фор­ма­ми (от вер­либ­ра до слож­ных стро­фич. по­строе­ний и ими­та­ций ан­тич­но­го сти­ха) и вир­ту­оз­но, с пол­ной ин­то­на­ци­он­ной сво­бо­дой со­че­таю­ще­го разл. пла­сты по­этич. язы­ка – от изы­скан­но-га­лант­но­го до про­сто­на­род­но­го.

В 1912 про­изош­ло раз­ме­же­ва­ние К. с В. И. Ива­но­вым, В. Я. Брю­со­вым и Н. С. Гу­ми­лё­вым, а в их ли­це – с сим­во­лиз­мом и за­ро­ж­даю­щим­ся в это вре­мя ак­ме­из­мом. Про­из­ве­де­ния 1912–15, в зна­чит. сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ван­ные на мас­со­во­го чи­та­те­ля, по­строе­ны на уп­ро­ще­нии смы­сло­вой струк­ту­ры, уз­на­ва­нии об­ще­из­ве­ст­но­го (по­этич. сб. «Гли­ня­ные го­луб­ки», 1914; сб-к рас­ска­зов «Зе­лё­ный со­ло­вей», 1915). По­сле 1916 твор­че­ст­во К. вновь тя­го­те­ет к слож­но­сти: по­яв­ля­ют­ся на­ме­рен­но за­тем­нён­ные про­из­ве­де­ния, со­дер­жа­щие ал­лю­зии из разл. эпох и куль­тур; воз­ни­ка­ет не­кое по­до­бие за­уми. Вер­ши­на по­эзии это­го пе­рио­да – из­дан­ная в Бер­ли­не кн. сти­хов «Па­ра­бо­лы» (1923).

К. с эн­ту­зи­аз­мом вос­при­нял Окт. ре­во­лю­цию 1917, но вско­ре раз­оча­ро­вал­ся в сов. вла­сти. До 1924 ак­тив­но пе­ча­тал­ся, в т. ч. как муз. кри­тик (ст. в сб. «Ус­лов­но­сти. Ста­тьи об ис­кус­ст­ве», 1923). По­след­няя при­жиз­нен­ная кни­га К. – «Фо­рель раз­би­ва­ет лёд» (1929): этот сти­хотв. сб-к сю­жет­ных цик­лов (или по­эм), ос­но­ван­ный на слож­ных ас­со­циа­тив­ных свя­зях, за­тра­ги­ваю­щих лит-ру и ки­не­ма­то­граф, те­атр и жи­во­пись, ока­зал серь­ёз­ное воз­дей­ствие на позд­ней­шую по­эзию (в ча­ст­но­сти, «По­эму без ге­роя» А. А. Ах­ма­то­вой). В ря­де ос­тав­ших­ся не­опуб­ли­ко­ван­ны­ми не­боль­ших про­за­ич. про­из­ве­де­ний 1920-х гг. («Печ­ка в ба­не», «Пять раз­го­во­ров и один слу­чай») К. пред­вос­хи­тил твор­че­ст­во уча­ст­ни­ков груп­пы ОБЭРИУ. Пе­ре­во­дил про­из­ве­де­ния Апу­лея, Дж. Г. Бай­ро­на, И. В. Гёте, Го­ме­ра, У. Шек­спи­ра; был мас­те­ром эк­ви­рит­мич. пе­ре­во­да (по­этич. тек­сты «Пес­ни о Зем­ле» Г. Ма­ле­ра; либ­рет­то опер «Во­до­воз» Л. Ке­ру­би­ни, «Воц­цек» А. Бер­га). Сти­хи К., в т. ч. на­пи­сан­ные для его собств. во­каль­ных цик­лов, бы­ли по­ло­же­ны на му­зы­ку А. Н. Алек­санд­ро­вым, В. А. Ду­кель­ским, А. С. Лу­рье. В Рос­сии про­из­ве­де­ния К. вновь на­ча­ли из­да­вать­ся с 1989.

Соч.: Про­за: В 12 т. Berk., 1984–2000; Сти­хи и про­за / Сост., ав­тор вступ. ст. и прим. Е. В. Ер­ми­ло­ва. М., 1989; Те­атр: [В 4 т.]. Berk., 1994; Сти­хо­тво­ре­ния. СПб., 2000; Днев­ник 1905–1907. СПб., 2000; Днев­ник 1908–1915. СПб., 2005; Сти­хо­тво­ре­ния. Из пе­ре­пис­ки. М., 2006; Днев­ник 1934 г. СПб., 2007.

Лит.: Studies in the life and works of M. Kuz­min. W., 1989; М. Куз­мин и рус­ская куль­ту­ра ХХ в. Л., 1990; Harer K. M. Kuzmin: Studien zur Poetik der frühen und mittleren Scha­f­fens­pe­riode. Münch., 1993; Бо­го­мо­лов Н. А. М. Куз­мин: Ста­тьи и ма­те­риа­лы. М., 1995; Па­но­ва Л. Г. Рус­ский Еги­пет: Алек­сан­д­рий­ская по­эти­ка М. Куз­ми­на: В 2 т. М., 2006; Бо­го­мо­лов НА., Мал­м­стад Дж. М. Куз­мин: Ис­кус­ст­во, жизнь, эпо­ха. СПб., 2007.

Вернуться к началу