Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 319

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Ю.

КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, на­прав­ле­ние в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии и ис­кус­ст­во­зна­нии, воз­ник­шее в сер. 19 в. Ос­но­во­по­лож­ник и гл. тео­ре­тик – И. А. Тэн; ве­ду­щие пред­ста­ви­те­ли – ли­те­ра­ту­ро­ве­ды Г. Бран­дес, Ф. Брю­неть­ер, Ф. Де Санк­тис, Г. Лан­сон, В. Ше­рер (в Рос­сии – А. Н. Пы­пин, Н. С. Ти­хо­нра­вов, С. А. Вен­ге­ров); ис­кус­ст­во­ве­ды Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк, Г. Зем­пер, Э. Фро­ман­тен. На фор­ми­ро­ва­ние К.-и. ш. боль­шое влия­ние ока­за­ли идеи И. Г. Гер­де­ра, био­гра­фи­че­ский ме­тод Ш. О. Сент-Бё­ва, а так­же фи­ло­со­фия по­зи­ти­виз­ма.

К.-и. ш. раз­ра­ба­ты­ва­ла ис­то­ри­ко-ге­не­тич. под­ход к про­из­ве­де­нию, ко­то­рое трак­то­ва­лось как вы­ра­же­ние об­ществ. умо­на­строе­ния и нра­вов той эпо­хи, в ко­то­рую бы­ло соз­да­но; по ху­дож. про­из­ве­де­ни­ям пред­по­ла­га­лось уз­нать, «как чув­ст­во­ва­ли и ду­ма­ли лю­ди нес­коль­ко ве­ков на­зад» (Тэн И. О ме­то­де кри­ти­ки и об ис­то­рии ли­те­ра­ту­ры. СПб., 1896. С. 3). При этом яв­ле­ния лит-ры и иск-ва рас­смат­ри­ва­лись как де­тер­ми­ни­ро­ван­ные та­ки­ми объ­ек­тив­ны­ми и вне­лич­но­ст­ны­ми фак­то­ра­ми, как «ра­са» (нац. осо­бен­ности), «сре­да» (при­род­но-кли­ма­ти­че­ские и со­ци­аль­ные ус­ло­вия) и «мо­мент» (со­стоя­ние куль­ту­ры). Пред­ста­ви­те­ли К.-и. ш. при­ме­ня­ли к изу­че­нию лит-ры и иск-ва тео­рии ес­те­ст­вен­ных на­ук, пре­ж­де все­го эво­лю­ци­он­ную тео­рию Ч. Дар­ви­на: ху­дож. сис­те­мы, со­глас­но кон­цеп­ции К.-и. ш., раз­ви­ва­лись по тем же за­ко­нам, что и сис­те­мы био­ло­ги­че­ские (та­ко­ва, напр., эво­лю­ци­он­ная тео­рия лит. жан­ров Ф. Брю­неть­е­ра). По­доб­ная ус­та­нов­ка К.-и. ш. таи­ла в се­бе опас­ность пре­вра­ще­ния ис­то­рии лит-ры в ис­то­рию об­ществ. мыс­ли и да­же об­ще­ст­ва (осо­бен­но в Рос­сии, где К.-и. ш. по­лу­чи­ла на­зва­ние «об­ще­ст­вен­но-ис­то­ри­че­ской») в ущерб изу­че­нию соб­ст­вен­но ху­дож. за­ко­но­мер­но­стей. 

Вме­сте с тем дея­тель­ность К.-и. ш. спо­соб­ст­во­ва­ла на­ко­п­ле­нию и сис­те­ма­ти­зации боль­шо­го фак­тич. ма­те­риа­ла: её пред­ста­ви­те­ля­ми бы­ли соз­да­ны ис­то­рии на­цио­наль­ных («Ис­то­рия италь­ян­ской ли­те­ра­ту­ры» Ф. Де Санк­ти­са, т. 1–2, 1870; «Ис­то­рия не­мец­кой ли­те­ра­ту­ры» В. Ше­ре­ра, 1880–83) и ев­ро­пей­ских («Глав­ные те­че­ния ев­ро­пей­ской ли­те­рату­ры ХIХ ве­ка» Г. Бран­де­са, т. 1–6, 1872–90) ли­те­ра­тур; обоб­щаю­щие тру­ды по отд. ви­дам ар­хи­тек­ту­ры и иск-ва, ох­ва­ты­ваю­щие зна­чит. ис­то­рич. пе­рио­ды («Сис­те­ма­ти­че­ский сло­варь фран­цуз­ской ар­хи­тек­ту­ры с 11 по 16 вв.» Э. Э. Ви­ол­ле-ле-Дю­ка, т. 1–10, 1854–68, и др.).

Лит.: Гри­шу­нин А. Л. Куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская шко­ла // Ака­де­ми­че­ские шко­лы в рус­ском ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии. М., 1975.

Вернуться к началу