Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЮХЕЛЬБЕ́КЕР

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 532

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

КЮХЕЛЬБЕ́КЕР Виль­гельм Кар­ло­вич [10(21).6.1797, С.-Пе­тер­бург – 11(23).8.1846, То­больск], рус. пи­са­тель, кри­тик. Сын сак­сон­ско­го дво­ря­ни­на. Дет­ст­во про­вёл в Эст­лян­дии – в от­цов­ском име­нии Ави­норм и (с 1808) в ча­ст­ном пан­сио­не в г. Вер­ро. В 1811 по­сту­пил в Цар­ско­сель­ский ли­цей, где бли­жай­ши­ми его друзь­я­ми ста­ли А. С. Пуш­кин и А. А. Дель­виг. С 1815 по­ме­щал свои сти­хо­тво­ре­ния в жур­на­лах «Ам­фи­он» и «Сын оте­че­ст­ва». Окон­чив ли­цей с се­реб­ря­ной ме­далью (1817), по­сту­пил на служ­бу в Гл. ар­хив Иностр. кол­ле­гии, пре­по­да­вал в Бла­го­род­ном пан­сио­не при Гл. пе­да­гогич. ин-те в С.-Пе­тер­бур­ге. Про­ник­шись ли­бе­раль­ным умо­на­строе­ни­ем, че­рез сво­его род­ст­вен­ни­ка Ф. Н. Глин­ку сбли­зил­ся с бу­ду­щи­ми де­каб­ри­ста­ми, в 1819 стал чле­ном свя­зан­ной с ни­ми ма­сон­ской ло­жи «Из­бран­ный Ми­ха­ил» и Воль­но­го об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти. На ссыл­ку Пуш­ки­на в 1820 от­клик­нул­ся стих. «По­эты», вы­ра­зив­шим воль­но­лю­би­вые уст­рем­ле­ния дру­же­ско­го «сою­за по­этов» (в ко­то­рый, кро­ме К., вхо­ди­ли Пуш­кин, Дель­виг, Е. А. Бо­ра­тын­ский). В 1820–1821 пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (Гер­ма­ния, Фран­ция, Ита­лия); в Па­ри­же в ап­ре­ле – мае 1821 чи­тал лек­ции о рус. язы­ке и ли­те­ра­ту­ре в ан­ти­мо­нар­хич. об-ве «Ате­ней», по­сле че­го рос. по­соль­ст­вом ему бы­ло ре­ко­мен­до­ва­но вер­нуть­ся на ро­ди­ну.

Осе­нью 1821 – вес­ной 1822 К. слу­жил на Кав­ка­зе чи­нов­ни­ком осо­бых по­ру­чений при А. П. Ер­мо­ло­ве, под­ру­жил­ся с А. С. Гри­бое­до­вым, под влия­ни­ем ко­то­ро­го стал убе­ж­дён­ным «ар­хаи­стом», сто­рон­ни­ком вы­со­ко­го сла­вя­ни­зи­ро­ван­но­го сти­ля в по­эзии, со­от­вет­ст­вую­ще­го вы­со­кой гражд. или ре­лиг. те­ма­ти­ке. В сво­их про­грамм­ных сти­хо­тво­ре­ни­ях – «Про­ро­че­ст­во» (1822), «Смерть Бай­ро­на» (1824) и др. – К. пы­тал­ся об­но­вить жанр оды, вер­нуть ему бы­лую ак­ту­аль­ность, со­еди­няя биб­лей­скую об­раз­ность и ар­хаи­че­ский слог со зло­бо­днев­ной по­ли­тич. про­бле­ма­ти­кой (вой­на гре­ков за не­за­ви­си­мость и др.). По­се­лив­шись в Мо­ск­ве, К. в 1823–25 вме­сте с В. Ф. Одо­ев­ским из­да­вал альм. «Мне­мо­зи­на» (все­го вы­шло 4 час­ти). Здесь опуб­ли­ко­ва­ны по­вес­ти К. «Адо» и «Зем­ля без­глав­цев», цикл пи­сем о ев­роп. впе­чат­ле­ни­ях «Пу­те­ше­ст­вие» и др. Ста­тья «О на­прав­ле­нии на­шей по­эзии, осо­бен­но ли­ри­че­ской, в по­след­нее де­сяти­ле­тие» (1824), в ко­то­рой К. вы­сту­пил с кри­ти­кой «эле­ги­че­ской шко­лы» и апо­ло­ги­ей оди­че­ской по­эзии как ис­тин­но ро­ман­ти­че­ской, ста­ла зна­чит. со­бы­ти­ем в лит. жиз­ни.

Ра­ди­каль­ные по­ли­тич. убе­ж­де­ния К. это­го вре­ме­ни, от­ра­зив­шие­ся, в ча­ст­но­сти, в ти­ра­но­бор­че­ской тра­ге­дии на ан­тич­ный сю­жет «Ар­ги­вя­не» (1-я ред. – 1822–23, опубл. в 1967; 2-я ред. – 1825, пол­но­стью опубл. в 1939), обу­сло­ви­ли его уча­стие в вос­ста­нии де­каб­ри­стов 14(26).12.1825 (не­за­дол­го до это­го К. был при­нят К. Ф. Ры­лее­вым в чле­ны Сев. об-ва). На Се­нат­ской пл. К. пы­тал­ся стре­лять в вел. кн. Ми­хаи­ла Пав­ло­ви­ча и ген. А. Л. Вои­но­ва (оба раза пис­то­лет дал осеч­ку). По­сле вос­ста­ния бе­жал из С.-Пе­тер­бур­га, был пой­ман в Вар­ша­ве и дос­тав­лен в Пе­тро­пав­лов­скую кре­пость. Осу­ж­дён по 1-му раз­ря­ду (смерт­ная казнь за­ме­не­на на 15 лет оди­ноч­но­го за­клю­че­ния и по­жиз­нен­ную ссыл­ку в Си­бирь). С ию­ля 1826 по дек. 1835 на­хо­дил­ся в кре­по­стях Кекс­гольм, Шлис­сель­бург, Ди­на­бург, Ре­вель, Свеа­борг. С янв. 1836 на по­се­ле­нии в Си­би­ри (в г. Бар­гу­зин Ир­кут­ской губ., с 1839 – в ста­ни­це Ак­ша, с 1844 – в г. Кур­ган, по­след­ние пол­го­да – в То­боль­ске).

Твор­че­ст­во К. в за­клю­че­нии и ссыл­ке от­ли­ча­лось не­обык­но­вен­ной ин­тен­сив­но­стью. С 1831 поч­ти до кон­ца дней он вёл «Днев­ник» (опубл. с ку­пю­ра­ми в 1929, пол­но­стью в 1979) – сви­де­тель­ст­во на­пря­жён­ной ду­хов­ной жиз­ни уз­ни­ка, вклю­чаю­щее мо­лит­вен­ные воз­зва­ния к Бо­гу, су­ж­де­ния о ли­те­ра­ту­ре и язы­ке и др. В позд­ней ли­ри­ке К. пре­об­ла­да­ют хри­сти­ан­ские мо­ти­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния и по­кая­ния, па­ра­док­саль­но со­че­таю­щие­ся с ут­вер­жде­ни­ем ге­ро­ич. мис­сии по­эта в ми­ре, соб­ст­вен­ной пра­во­ты и вер­но­сти преж­ним идеа­лам; вос­по­ми­на­ния об умер­ших друзь­ях со­сед­ст­ву­ют с жа­ло­ба­ми на бы­то­вые тя­го­ты, фи­зич. не­мощь и др. В по­эмах и дра­мах К. так­же пре­об­ла­да­ет ре­лиг.-фи­лос. про­бле­ма­ти­ка, ино­гда ос­лож­нён­ная са­ти­рич. бы­то­пи­са­тель­ны­ми и ав­то­био­гра­фич. эле­мен­та­ми. По­эма «Да­вид» (1826–29; опубл. не пол­но­стью в 1939 и 1967) – ре­лиг. эпо­пея в 10 кни­гах (пес­нях), по­этич. из­ло­же­ние ис­то­рии вет­хо­за­вет­но­го ца­ря и про­ро­ка. На биб­лей­ский сю­жет на­пи­са­на по­эма «Зо­ро­ва­вель» (1831; опубл. в 1836), на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ле­ген­ды – по­эма «Семь спя­щих от­ро­ков» (нач. 1830-х гг.), на сю­жет др.-рус. «По­вес­ти о Твер­ском От­ро­че мо­на­сты­ре» – по­эма «Юрий и Ксе­ния» (1832–35, пол­но­стью опубл. в 1939). Жиз­ни про­винц. ме­щан­ст­ва и не­бо­га­тых дво­рян по­свя­ще­на бы­то­пи­са­тель­ная, по­лу­шу­точ­ная по­эма «Си­ро­та» (1833–34, пол­но­стью опубл. в 1939). По­след­няя и важ­ней­шая по­эма К. – «Агас­вер» («Веч­ный жид») (1832–1846, опубл. в 1878) по­ве­ст­ву­ет о клю­че­вых мо­мен­тах ис­то­рии хри­сти­ан­ст­ва и про­ни­за­на эс­ха­то­ло­гич. мо­ти­ва­ми.

В тра­ге­дии «Про­ко­фий Ля­пу­нов» (1834, опубл. в 1938) о со­бы­ти­ях Смут­но­го вре­ме­ни и в дра­ма­тич. сказ­ке «Иван, ку­пец­кий сын» (1832–42, опубл. в 1939) о нра­вах и суе­ве­ри­ях рус. про­сто­на­ро­дья К. по­пы­тал­ся ос­мыс­лить про­бле­мы нац. ис­то­рии и ха­рак­те­ра. В дра­ме о др.-греч. по­эте «Ар­хи­лох» (1845–46, не окон­че­на; опубл. в 1939) от­ра­зились судь­ба и пси­хич. склад са­мо­го К. Круп­ней­шее дра­ма­тич. про­из­ве­де­ние К. – мис­те­рия «Ижор­ский» (ч. 1–2 опубл. в 1835; ч. 3 на­пи­са­на в 1841, опубл. в 1939), итог раз­мыш­ле­ний пи­са­те­ля о ро­ман­тич. ге­рое, мя­теж­ные по­ры­вы ко­то­ро­го сме­ня­ют­ся ох­ла­ж­де­ни­ем и ску­кой. По­ле­ми­зи­руя с ев­роп. и рус. ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ци­ей (от Дж. Бай­ро­на и А. С. Пуш­ки­на до «Ге­роя на­ше­го вре­ме­ни» М. Ю. Лер­мон­то­ва), К. трак­ту­ет ду­шев­ную жизнь совр. че­ло­ве­ка, его «реф­лек­сию» как борь­бу в нём Бо­же­ст­вен­но­го и дья­воль­ско­го на­чал, ис­ход ко­то­рой за­ви­сит не столь­ко от соз­на­тель­ных уси­лий са­мо­го че­ло­ве­ка, сколь­ко от его го­тов­но­сти бе­зо­го­во­роч­но при­нять спа­се­ние из рук Ис­ку­пи­те­ля-Хри­ста. Те же идеи по-ино­му от­ра­зи­лись в ро­ман­тич. «фи­ло­соф­ской» по­вес­ти К. «По­след­ний Ко­лон­на» (1832–45, опубл. в 1937) – наи­бо­лее зна­чи­тель­ном его про­за­ич. со­чи­не­нии. Про­из­ве­де­ния К., на­пи­сан­ные пос­ле 1825, при жиз­ни ав­то­ра поч­ти не из­да­ва­лись; бóль­шая их часть со­б­ра­на и из­да­на Ю. Н. Ты­ня­но­вым.

Соч.: Со­чи­не­ния: В 2 т. Л., 1939; Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М.; Л., 1967; Пу­те­ше­ст­вие. Днев­ник. Ста­тьи. Л., 1979; Со­чи­не­ния. Л., 1989.

Лит.: Ты­ня­нов Ю. Н. Ар­хаи­сты и но­ва­то­ры. Л., 1929; он же. Пуш­кин и его со­вре­мен­ни­ки. Л., 1969; он же. Кюх­ля. Ро­ман и ста­тьи. М., 1975; Ба­за­нов В. Г. По­эты-де­каб­ри­сты К. Ф. Ры­ле­ев, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. И. Одо­ев­ский. М.; Л., 1950; Се­мен­ко И. М. По­эты пуш­кин­ской по­ры. М., 1970; Ар­хи­по­ва А. В. Ли­те­ра­тур­ное де­ло де­каб­ри­стов. Л., 1987; Гор­бу­но­ва Л. Г. Твор­че­ст­во В. К. Кю­хель­бе­ке­ра. Про­бле­мы фан­та­сти­ки и ми­фо­ло­гии. Са­ра­тов, 1991.

Вернуться к началу