Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЁГКАЯ ПОЭ́ЗИЯ»

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 147

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Ранчин

«ЛЁГКАЯ ПОЭ́ЗИЯ» (франц. рoésie fugitive), во франц. по­эзии 18 – нач. 19 вв. про­из­ве­де­ния, по­свя­щён­ные ка­мер­ным, ин­тим­ным те­мам (друж­бе и дру­же­ско­му пи­ру, чув­ст­вен­ной люб­ви, вос­хва­ле­нию жен­ской кра­со­ты) или ост­ро­ум­но и шут­ли­во трак­тую­щие «вы­со­кие», фи­лос. те­мы. «Л. п.» воз­ник­ла в пре­ци­оз­ных са­ло­нах и пред­став­ля­ла со­бой раз­но­вид­ность по­эзии ро­ко­ко. От­ли­чит. осо­бен­но­сти «Л. п.» – до­ве­ри­тель­ный тон, ус­та­нов­ка на вос­про­из­ве­де­ние свет­ской «бол­тов­ни», тен­ден­ция к не­пря­мо­му, пе­ри­фра­стич. име­но­ва­нию пред­ме­тов (осо­бен­но в про­из­ве­де­ни­ях, вос­соз­даю­щих лю­бов­ные уте­хи, кра­со­ту об­на­жён­но­го жен­ско­го те­ла). К «Л. п.» об­ра­ща­лись мо­ло­дой Воль­тер, П. Ж. Бер­нар, Ж. Б. Грес­се, Ш. Миль­вуа, К. Э. Л. Ша­пель, Г. А. Шо­лье. Вер­ши­ной «Л. п.» ста­ло твор­че­ст­во Э. Д. Пар­ни, у ко­то­ро­го ге­до­ни­стич. мо­ти­вы, опи­са­ние люб­ви как га­лант­ной иг­ры, в ко­то­рой до­пус­ти­ма из­ме­на в ка­че­ст­ве ме­сти за хо­лод­ность воз­люб­лен­ной, со­вме­ще­ны с эле­мен­та­ми эле­гич. по­эти­ки и ин­ди­ви­дуа­ли­за­ци­ей ли­рич. «Я».

По­ня­тие «Л. п.» пе­ре­шло так­же в рус. лит-ру. Од­но из пер­вых про­из­ве­де­ний в ду­хе «Л. п.» – по­эма «Ду­шень­ка» И. Ф. Бо­гда­но­ви­ча (1778); прин­ци­пы «Л. п.» сфор­му­ли­ро­ва­ны в про­грамм­ном «По­сла­нии о лёг­ком сти­хо­тво­ре­нии» М. Н. Му­равь­ё­ва (1783). В 1790–1810-х гг. «Л. п.» иг­ра­ла важ­ную роль в лит. борь­бе ар­хаи­стов и «ка­рам­зи­ни­стов», ко­то­рые про­ти­во­пос­та­ви­ли от­ми­раю­щим вы­со­ким по­этич. жан­рам (оде, ге­ро­ич. по­эме) сред­ние жан­ры, в т. ч. от­но­ся­щие­ся к «Л. п.» (дру­же­ское по­сла­ние, мад­ри­га­лы и др.). Яр­ки­ми об­раз­ца­ми «Л. п.» ста­ли «По­сла­ние к жен­щи­нам» (1795), «К не­вер­ной» и «К вер­ной» (оба 1796) Н. М. Ка­рам­зи­на, со­че­таю­щие мо­ра­ли­стич­ность с иро­ни­ей и стра­ст­но­стью лю­бов­но­го чув­ст­ва. Вер­шин­ные дос­ти­же­ния рус. «Л. п.» – сти­хо­тво­ре­ния К. Н. Ба­тюш­ко­ва, ав­то­ра «Ре­чи о влия­нии лёг­кой по­эзии на язык» (1816). Об­раз­цы «Л. п.» встре­ча­ют­ся в ран­ней ли­ри­ке А. С. Пуш­ки­на. Ин­те­рес к «Л. п.» воз­ро­дил­ся в рус. лит-ре Се­реб­ря­но­го ве­ка (В. Я. Брю­сов, Ф. К. Со­ло­губ, М. А. Куз­мин).

Изд.: Цвет­ник: Рус­ская лег­кая по­эзия XVIII – на­ча­ла XIX в. / Вступ. ст., сост., прим. А. Зо­ри­на. М., 1987.

Лит.: Бру­хан­ский А. Н. М. Н. Му­равь­ев и «лег­кое сти­хо­твор­ст­во» // XVIII век. М.; Л., 1959. Сб. 4; То­ма­шев­ский Б. В. Пуш­кин и Фран­ция. Л., 1960; Ва­цу­ро В. Э. Ли­ри­ка пуш­кин­ской по­ры: «Эле­ги­че­ская шко­ла». СПб., 1994.

Вернуться к началу