Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕРИ́С

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 302

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

ЛЕРИ́С, Лей­рис (Leiris) Ми­шель (20.4.1901, Па­риж – 30.9.1990, Сент-Илер, деп-т Эсон), франц. пи­са­тель, эт­но­граф, ис­кус­ст­во­вед. Ро­дил­ся в се­мье бир­же­во­го мак­ле­ра. В 1920-е гг. сбли­зил­ся с А. Мас­со­ном, Х. Ми­ро, А. Ар­то, А. Бре­то­ном и др., ак­тив­но уча­ст­во­вал в дви­же­нии сюр­реа­лиз­ма; в рус­ле его по­эти­ки вы­дер­жа­ны по­этич. сб. «Си­му­лякр» («Si­mu­lacre», опубл. в 1925, с илл. Мас­со­на), ро­ман «Ав­ро­ра» («Aurora», 1927–28, опубл. в 1946), а так­же «Глос­са­рий, ку­да я вжи­маю свои глос­сы» («Glossaire: j’y serre mes gloses», 1925–26, рас­ши­рен­ный ва­ри­ант – 1939) – про­из­ве­де­ние, оп­ре­де­лив­шее на­прав­ле­ние лит. твор­че­ст­ва Л., ос­но­вой ко­то­ро­го ста­ла ком­би­на­тор­ная иг­ра с язы­ком. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. ув­лёк­ся эт­но­гра­фи­ей, слу­шал лек­ции М. Мос­са, уча­ст­во­вал в афр. экс­пе­ди­ци­ях, впе­чат­ле­ния от ко­то­рых опи­сал в кн. «Аф­ри­ка-при­зрак» («L’Af­ri­que- fantôme», 1934). С 1938 зав. этно­ло­гич. ла­бо­ра­то­ри­ей в Нац. му­зее ес­те­ств. ис­то­рии, с 1943 со­труд­ник Нац. цен­тра на­уч. ис­сле­до­ва­ний Фран­ции. Вме­сте с Ж. Ба­та­ем и Р. Кай­уа при­ни­мал уча­стие в за­се­да­ни­ях круж­ка «Кол­леж со­цио­ло­гии» (1937–39), для ко­то­ро­го на­пи­сал ст. «Са­краль­ное в по­все­днев­ной жиз­ни» («Le sacré dans la vie quotidienne», 1938). Про­бле­му со­от­но­ше­ния слу­чая и за­ко­но­мер­но­сти, свя­щен­но­го и про­фан­но­го, в т. ч. на при­ме­ре соб­ств. жиз­ни, за­тра­ги­вал в сб-ке эс­се «Зер­ка­ло тав­ро­ма­хии» («Mi­roir de la Tauromachie», 1938), ав­то­био­гра­фии «Воз­раст муж­чи­ны» («L’âge d’homme», 1939, рус. пер. 2002). Сре­ди др. со­чи­не­ний: ав­то­био­гра­фич. тет­ра­ло­гия «Пра­ви­ла иг­ры» («La règle du jeu», 1948–76); по­этич. сб-ки «Вы­со­кая бо­лезнь» («Haut mal», 1943), «Сло­ва без па­мя­ти» («Mots sans mémoire», 1969); сб-ки ис­кус­ст­во­ведч. ра­бот «Ос­кол­ки» («Brisées», 1966), «По­лос­ки» («Zébra­ge», изд. 1992); ис­сле­до­ва­ния о Ф. Бэ­ко­не, А. Джа­ко­мет­ти и др.; эт­но­гра­фич. тру­ды, днев­ни­ки.

Соч.: Ан­то­ло­гия фран­цуз­ско­го сюр­реа­лиз­ма. 20-e гг. М., 1994. С. 160–162, 343–347; La règle du jeu. P., 2003; Про­стран­ст­во дру­ги­ми сло­ва­ми: фран­цуз­ские по­эты ХХ в. об об­ра­зе в ис­кус­ст­ве. СПб., 2005. С. 115–132.

Лит.: Lejeune Ph. Lire Leiris: autobiographie et langage. P., 1975; Sermet J. de. M. Leiris, poète surréaliste. P., 1997; Fauchier V. La tau­romachie comme expérience dionysiaque chez G. Bataille et M. Leiris. P., 2002; Yvert L. Bib­liographie des écrits de M. Leiris. P., 1996.

Вернуться к началу