ЛУКИА́Н
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛУКИА́Н (Λουϰιανός) (ок. 125, Самосата, Сирия – ок. 180, Египет), др.-греч. писатель. Сын бедного ремесленника-сирийца. Подробности биографии Л. известны из его сочинений: родители отдали его на обучение к дяде, скульптору-камнетёсу, от которого мальчик бежал, чтобы стать ритором. Изучив в Ионии греч. яз. и литературу, Л. стал судебным оратором в Антиохии, затем примкнул к наиболее популярному тогда направлению риторики – эпидейктическому, разрабатывавшему тип торжественных речей-декламаций. Выступая с речами, Л. путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии и Галлии. В 165 поселился в Афинах. Разочаровавшись в риторике и высмеяв её в своих сатирах [«Лексифан» («Λεξιφάνης»), «Учитель красноречия» («‘Ρητόρων διδάσϰαλος») и др.], Л. обратился к философии. Не примыкая к определённой школе, излагал свои воззрения в комич. диалогах: увлечение Платоном после встречи с платоником Нигрином [«Нигрин» («Νιγρῖνος»)] сменилось увлечением киниками [«Гермотим» («‘Ερμότιμος»)], затем эпикуреизмом [«О смерти Перегрина» («Περὶ τῆς Περεγρίνου τελευτῆς»)]. Разочаровавшись и в философии (его памфлеты стали высмеивать философов разл. направлений), Л. вернулся к сочинению риторич. декламаций. Под конец жизни Л. получил от имп. Коммода почётную должность при рим. наместнике в Египте. Об обстоятельствах и дате смерти Л. почти ничего не известно. По свидетельству словаря Суда, Л. умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины» (т. е. христианства). Начало легенде, видимо, положил сам Л., пошутив, что киники едва не растерзали его, как собаки Актеона («О смерти Перегрина»).
Творчество Л., представителя софистики второй, обширно: ему приписывают 82 сочинения, большинство из которых невозможно точно датировать. С учётом хронологии, жанра и тематики произведения Л. разделяют на неск. групп: ранние риторич. декламации [«Тираноубийца» («Τυραννοϰτόνος») и др.]; декламации с усилением диалогич. и повествовательного элемента [«Токсарид» («Τόξαρις»), «Анахарсис» («’Ανάχαρσις») и др.]; небольшие комич. диалоги [«Морские разговоры» («’Ενάλιοι διάλογοι»), «Прометей» («Προμηϑεύς»), «Разговоры гетер» («‘Εταιriϰοὶ διάλογοι ») и др.]; более крупные диалоги филос. и сатирич. содержания [«Менипп» («Μένιππος»), «Харон» («Χάρων») и др.; цикл диалогов против философов: «Продажа жизней» («Βίων πρᾶσις»), «Рыбак» («‘Αλιεύς»), «Пир» («Συμπόσιον») и др.]; рассуждения, диатрибы, письма [«Как следует писать историю» («Πῶς δεῖ ἱστορίαν συγγράφειν»), «Александр, или Лжепророк» («’Αλέξανδρος ἢ Ψευδόμαντις»)]; декламации последних лет [«Дионис» («Διόνυσος»), «Геракл» («‘Ηραϰλῆς») и др.].
Творчеству Л. присущи иронич. трактовка материала, элементы социальной сатиры, стремление к жанровой новизне. Ранняя «Похвала мухе» («Μυίας ἐγϰώμιον»), декламация-парадокс в честь ничтожного предмета, – пародия на традиц. жанр энкомия. Преобразовав форму диалога, со времён Платона служившую целям философии, Л. с помощью приёмов диатрибы в духе киника Мениппа создал новый жанр – сатирич. диалог. Сатира Л. была направлена против большинства современных ему интеллектуальных течений. Её предметом стали и традиц. мифология, и религия [«Разговоры богов» («Θεῶν διάλογοι»), «Морские разговоры» и «Разговоры в царстве мёртвых»]. Гл. комич. приём Л. – доведение до абсурда антропоморфного принципа изображения богов: мифологич. ситуации излагаются как бытовые, а олимпийские боги предстают в образах обывателей. Один из приёмов комизма – контрасты стиля: олимпийские боги говорят то сниженно-разговорным, то ораторски-напыщенным языком. Шутливо-рационалистич. интерпретация мифов для Л. – средство высмеивания риторич. приёмов и филос. умствований. И на уровне мотивов, и на уровне стиля Л. умело пользуется лит. аллюзиями: на Гомера и Феокрита в «Морских разговорах», на новую аттическую комедию в «Разговорах гетер», на Гомера и Аристофана в «Разговорах в царстве мёртвых» («Νεϰριϰοὶ διάλογοι»).
Характерной особенностью ряда произведений Л. является фантастика. Герой диалога «Икароменипп» («’Ιϰαρομένιππος», ок. 161), не найдя истины у философов на Земле, отправляется искать её на небе, подобно Икару, с помощью крыльев попадает на Луну, а затем оказывается в гостях у самого Зевса. Часть действия «Правдивой истории» («’Αληϑῆ διηγήματα», ок. 170) – пародии на популярные во времена Л. романы о путешествиях в далёкие страны – также происходит на Луне, куда поднят гигантским смерчем корабль с путешественниками, заплывший за Геркулесовы столбы. Мореплаватели становятся участниками войн между жителями Луны и Солнца, войска которых состоят из экзотич. существ: трёхголовые коршуны, «травокрылы» с растениями вместо оперения, гигантские насекомые (блохи величиной «в двенадцать слонов», пауки размером с остров и т. п.). К фантастич. направлению относят и юмористич. повесть «Лукий, или Осёл» («Λούϰιος ἢ ὄνος»), рассказывающую о чудесном превращении молодого человека в осла (существует мнение, что именно Л., а не Лукию Патрскому, как считалось долгое время, принадлежит первенство в разработке сюжета, который лёг в основу романа Апулея «Метаморфозы»).
Родным языком Л. считается арамейский, греческим он овладел в школе. При этом сочинения Л., приверженца аттикизма, отличаются изяществом и богатством лексики, прозрачностью синтаксиса. Произведения Л. оказали большое влияние на творчество гуманистов и литературу эпохи Просвещения. Отзвуки его сатиры слышны в диалогах У. фон Гуттена, в «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. «Правдивая история» стала прообразом сатирич. фантастики у Ф. Рабле и Дж. Свифта.