Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МАНДЕЛЬШТА́М

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 744-745

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Лекманов

МАНДЕЛЬШТА́М Осип Эмиль­е­вич [3(15).1.1891, Вар­ша­ва – 27.12.1938, пе­ре­сыль­ный ла­герь «Вто­рая реч­ка» под Вла­ди­во­сто­ком], рус. по­эт. Ро­дил­ся в евр. се­мье. Отец, мас­тер пер­ча­точ­но­го де­ла, стал куп­цом 1-й гиль­дии, что да­ло се­мье пра­во жить вне чер­ты осед­ло­сти. В 1897 се­мья М. пе­ре­еха­ла в С.-Пе­тер­бург. С ран­не­го дет­ст­ва М. на­хо­дил­ся под впе­чат­ле­ни­ем ар­хит. об­ли­ка С.-Пе­тер­бур­га. В 1899–1907 учил­ся в Те­ни­шев­ском уч-ще; в 1907 в жур­на­ле уч-ща бы­ли опуб­ли­ко­ва­ны 2 сти­хо­тво­ре­ния М. Ув­лёк­шись ре­во­люц. ро­ман­ти­кой, М. в сент. 1907 пы­тал­ся всту­пить в ря­ды эсе­ров, ку­да не был при­нят по ма­ло­лет­ст­ву. В 1908–10 слу­шал лек­ции в Сор­бон­не (Па­риж) и в Гей­дель­берг­ском ун-те. В мае 1911 в Вы­бор­ге был кре­щён по ме­то­ди­ст­ско­му об­ря­ду. В 1911–17 с пе­ре­ры­ва­ми учил­ся на ро­ма­но-гер­ман­ском от­де­ле­нии С.-Пе­терб. ун-та. Февр. ре­во­лю­цию 1917 при­вет­ст­во­вал, Окт. ре­во­лю­цию – не при­нял, но уже че­рез ме­сяц при­знал ис­то­рич. за­ко­но­мер­ность и не­об­хо­ди­мость слу­чив­ше­го­ся.

На­чи­нал как сим­во­лист, по­сле­до­ва­тель П. Вер­ле­на и Ф. К. Со­ло­гу­ба; ис­пы­тал зна­чит. влия­ние Ф. И. Тют­че­ва. В 1909 в С.-Пе­тер­бур­ге по­се­щал «баш­ню» В. И. Ива­но­ва; в 1910 де­бю­ти­ро­вал сти­ха­ми в ж. «Апол­лон». В кон. 1912 примк­нул к ак­ме­из­му (на­пи­сал ма­ни­фест «Ут­ро ак­ме­из­ма», 1913, опубл. в 1919); друж­бу с Н. С. Гу­ми­лё­вым и А. А. Ах­ма­то­вой счи­тал од­ной из гл. удач сво­ей жиз­ни. Де­бют­ная кн. сти­хов М. «Ка­мень» (1913) по­строе­на на кон­тра­сте пер­вой, «сим­во­ли­ст­ской» час­ти (сти­хи 1908–11), в ко­то­рой гос­под­ству­ют мо­ти­вы му­зы­ки и ти­хая пе­чаль, и вто­рой, «ак­меи­сти­че­ской», где до­ми­ни­ру­ют оп­ти­мизм, ар­хи­тек­тур­ные мо­ти­вы («Айя-Со­фия»; «Notre Dame», оба 1912; «Ад­ми­рал­тей­ст­во», 1913, и др.): в при­ро­де, со­глас­но кон­цеп­ции М.-ак­меи­ста, всё под­чи­не­но «тай­но­му пла­ну» Ар­хи­тек­то­ра-Соз­да­те­ля.

С нач. 1916 жил пре­им. в Мо­ск­ве; на ко­рот­кое вре­мя сбли­зил­ся с М. И. Цве­тае­вой (их от­но­ше­ния от­ра­зи­лись в сти­хах, об­ра­щён­ных друг к дру­гу). Сти­хотво­ре­ния пе­рио­да 1-й ми­ро­вой вой­ны и обе­их ре­во­лю­ций со­ста­ви­ли вто­рой по­этич. сб-к – «Tristia» (1922, пол­но­стью опубл. в 1923 под назв. «Вто­рая кни­га», с по­свя­ще­ни­ем «Н. Х.» – Н. Я. Ха­зи­ной, же­не по­эта; за­гла­вие вос­хо­дит к «Скорб­ным эле­ги­ям» Ови­дия), зна­ме­но­вав­ший эво­лю­цию М. от ра­цио­наль­ной яс­но­сти по­эти­ки ак­меи­стов к ир­ра­цио­наль­но­му (для М. – все­гда тра­ги­че­ско­му) ми­ро­ощу­ще­нию, вы­ра­зив­ше­му­ся в по­эти­ке слож­ней­ших ас­со­циа­ций, свя­зан­ных, в пер­вую оче­редь, с ан­тич­но­стью («В Пе­тро­по­ле про­зрач­ном мы ум­рём», 1916; «Зо­ло­ти­сто­го мё­да струя из бу­тыл­ки тек­ла», 1917; «На ка­мен­ных от­ро­гах Пи­эрии», 1919; «Ко­гда Пси­хея-жизнь спус­ка­ет­ся к те­ням», «Я сло­во по­за­был, что я хо­тел ска­зать», оба 1920; и др.). Для сти­хо­тво­ре­ний 1920-х гг. ха­рак­тер­ны за­тем­нён­ность смыс­ла и мно­же­ст­вен­ные куль­тур­ные ал­лю­зии. К ше­дев­рам это­го пе­рио­да от­но­сят­ся «Кон­церт на во­кза­ле» (1921), «Век» (1922), «Гри­фель­ная ода» (1923), а так­же «На­шед­ший под­ко­ву» (1923) – един­ст­вен­ное стих. М., на­пи­сан­ное вер­либ­ром. В 1925 вы­шла ав­то­био­гра­фич. кни­га «Шум вре­ме­ни». С мая 1925 по окт. 1930 М. не пи­сал сти­хов; за­ни­мал­ся пе­ре­во­да­ми и ре­дак­ти­ро­ва­ни­ем чу­жих пе­ре­во­дов с нем. и франц. язы­ков. В 1928 вы­шла по­весть «Еги­пет­ская мар­ка» о со­бы­ти­ях в Пет­ро­гра­де в пе­ри­од ме­ж­ду дву­мя ре­во­лю­ция­ми 1917, варь­и­рую­щая го­го­лев­ские мо­ти­вы. При по­сред­ни­че­ст­ве Н. И. Бу­ха­ри­на из­дал по­след­нюю при­жиз­нен­ную по­этич. кн. «Сти­хо­тво­ре­ния», а так­же сб-к из­бран­ных кри­тич. ста­тей «О по­эзии» (оба в 1928). В 1928 из-за ошиб­ки из­да­тель­ст­ва, ука­зав­ше­го пе­ре­во­дчи­ком ро­ма­на Ш. де Кос­те­ра «Ле­ген­да о Ти­ле Улен­шпи­ге­ле» М. (ко­то­рый в дей­ст­ви­тель­но­сти вы­сту­пил ре­дак­то­ром), ра­зы­грал­ся скан­дал, обер­нув­ший­ся об­ществ. шель­мо­ва­ни­ем М. и его доб­ро­воль­ным от­чу­ж­де­ни­ем от це­ха пи­са­те­лей (этот раз­рыв за­пе­чат­лён в пам­фле­те «Чет­вёр­тая про­за», 1930, опубл. в 1966). В 1930 М. со­вер­шил по­езд­ку по За­кав­ка­зью. Впе­чат­ле­ния от по­езд­ки лег­ли в ос­но­ву по­этич. цик­ла «Ар­ме­ния» (час­тич­но опубл. в 1931) и про­за­ич. «Пу­те­ше­ст­вия в Ар­ме­нию» (1933). В ря­де по­сле­дую­щих сти­хо­тво­ре­ний дек­ла­ри­ро­вал раз­рыв не толь­ко с офиц. сов. дей­ст­ви­тель­но­стью, но и с куль­тур­ной тра­ди­ци­ей в це­лом, бе­ря на се­бя мис­сию соз­да­ния но­вой куль­ту­ры, поч­ти не опи­раю­щей­ся на дос­ти­же­ния пред­ше­ст­вен­ни­ков. «Про­ща­ние» с про­шлым – про­грамм­ное эс­се «Раз­го­вор о Дан­те» (1933, опубл. в англ. пер. в 1965, на рус. яз. – 1967), в цен­тре ко­то­ро­го – «за­кон об­ра­ти­мой и об­ра­щаю­щей­ся по­эти­че­ской ма­те­рии, су­ще­ст­вую­щей толь­ко в ис­пол­ни­тель­ском по­ры­ве». По­эзия позд­не­го М. ста­но­вит­ся всё бо­лее за­шиф­ро­ван­ной, её под­тек­стом час­то вы­сту­па­ют преж­ние сти­хи М. и со­бы­тия его жиз­ни. В но­яб. 1933 М. на­пи­сал от­ча­ян­ную по­этич. ин­век­ти­ву «Мы жи­вём, под со­бою не чуя стра­ны…», на­прав­лен­ную лич­но про­тив И. В. Ста­ли­на, за ко­то­рую был аре­стован и от­прав­лен в ссыл­ку в Во­ро­неж (1934–37). Од­ним из яр­ких об­раз­цов поэ­зии это­го пе­рио­да ста­ло са­мое длин­ное и наи­бо­лее труд­ное для чи­та­тель­ско­го по­ни­ма­ния по­этич. про­из­ве­де­ние М. – «Сти­хи о не­из­вест­ном сол­да­те» (1937).

Памятник О. Э. Мандельштаму в Москве. 2008. Скульпторы Д. М. Шаховской, Е. В. Мунц; архитектор А. С. Бродский.

Для сти­ля М. ха­рак­тер­на сгу­щён­ная ме­та­фо­рич­ность, обу­слов­лен­ная опо­рой на клю­че­вые сло­ва при про­пус­ке свя­зую­щих ло­гич. звень­ев (ко­то­рые ино­гда мо­гут быть вос­ста­нов­ле­ны по чер­но­ви­кам), а так­же ас­со­циа­тив­но­стью мыш­ле­ния. На­чав со стрем­ле­ния к струк­тур­ной яс­но­сти и чёт­ко­сти, М. в позд­ний пе­ри­од, во мно­гом под влия­ни­ем В. Хлеб­ни­ко­ва, при­шёл к по­эзии но­вых смы­слов и тём­ных, не­ред­ко па­ра­док­саль­ных об­ра­зов, ко­то­рые час­то соз­да­ют­ся сбли­же­ния­ми слов по прин­ци­пу их зву­ко­во­го сход­ст­ва. Клю­че­вую роль в по­эти­ке М. иг­ра­ют скры­тые ци­та­ты, ис­точ­ни­ком ко­то­рых бы­ла для М. вся ев­роп. ли­те­ра­ту­ра (ак­ме­изм М. оп­ре­де­лял как «тос­ку по ми­ро­вой куль­ту­ре»).

В 1938 аре­сто­ван по­втор­но; от­прав­лен по эта­пу на Даль­ний Вос­ток, где и умер в пе­ре­сыль­ном ла­ге­ре. Реа­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но: по де­лу 1938 – в 1956, по де­лу 1934 – в 1987.

Соч.: Ка­мень / Изд. под­гот. Л. Я. Гинз­бург и др. Л., 1990; Собр. про­из­ве­де­ний: Сти­хо­тво­ре­ния / Под­гот. тек­ста и прим. С. В. Ва­си­лен­ко, Ю. Л. Фрей­ди­на. М., 1992; Собр. соч.: В 4 т. / Сост. П. М. Нер­лер, А. Т. Ни­ки­та­ев. М., 1993–1997; Пол­ное собр. сти­хо­тво­ре­ний / Вступ. ст. М. Л. Гас­па­ро­ва, А. Г. Ме­ца; под­гот. тек­ста и прим. А. Г. Ме­ца. СПб., 1995; Сти­хо­тво­ре­ния. Про­за / Вступ. ст. и ком­мент. М. Л. Гас­па­ро­ва. М., 2001; Шум вре­ме­ни / Вступ. ст. А. Г. Би­то­ва; прим. А. А. Мо­ро­зо­ва. М., 2002.

Лит.: Brown C. Mandelstam. Camb., 1973; Con­cordance to the poems of O. Mandelstam / Ed. D. J. Koubourlis. Ithaca, 1974; Nilsson NÁ. O. Mandelstam: five poems. Stockh., 1974; Broyde St. O. Mandel’stam and his age: a commentary on the themes of war and revo­lution in the poetry, 1913–1923. Camb., 1975; Гинз­бург ЛЯ. По­эти­ка О. Ман­дель­шта­ма // Гинз­бург Л. Я. О ста­ром и но­вом: ста­тьи и очер­ки. Л., 1982; Се­мен­ко ИМ. По­эти­ка по­зд­не­го Ман­дель­шта­ма. Рим, 1986; Frei­din G. A coat of many colors: O. Mandelstam and his mythologies of self-presentation. Berk., 1987; Жизнь и твор­че­ст­во О. Э. Ман­дель­шта­ма. Во­ро­неж, 1990; Тод­дес Е. А. По­эти­че­ская идео­ло­гия // Ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 1991. № 3; О. Ман­дель­штам: к 100-ле­тию со дня ро­ж­де­ния: [Сб.]. М., 1991; Ус­пен­ский Б. А. Ана­то­мия ме­та­фо­ры у Ман­дель­шта­ма // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 1994. № 7; Ман­дель­штам и ан­тич­ность. М., 1995; Гас­па­ров М. Л. О. Ман­дель­штам: гра­ж­дан­ская ли­ри­ка 1937 г. М., 1996; Се­гал Д. М. О. Ман­дель­штам. Ис­то­рия и по­эти­ка. Ие­ру­са­лим, 1998. Кн. 1–2; Ман­дель­штам Н. Я. Вос­по­ми­на­ния. М., 1999; она же. Вто­рая кни­га. М., 1999; Та­ра­нов­ский КФ. О по­эзии и по­эти­ке. М., 2000; Ро­нен О. По­эти­ка О. Ман­дель­шта­ма. СПб., 2002; Лек­ма­нов ОА. Ман­дель­штам. М., 2009.

Вернуться к началу