МАНДЕЛЬШТА́М
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДЕЛЬШТА́М Осип Эмильевич [3(15).1.1891, Варшава – 27.12.1938, пересыльный лагерь «Вторая речка» под Владивостоком], рус. поэт. Родился в евр. семье. Отец, мастер перчаточного дела, стал купцом 1-й гильдии, что дало семье право жить вне черты оседлости. В 1897 семья М. переехала в С.-Петербург. С раннего детства М. находился под впечатлением архит. облика С.-Петербурга. В 1899–1907 учился в Тенишевском уч-ще; в 1907 в журнале уч-ща были опубликованы 2 стихотворения М. Увлёкшись революц. романтикой, М. в сент. 1907 пытался вступить в ряды эсеров, куда не был принят по малолетству. В 1908–10 слушал лекции в Сорбонне (Париж) и в Гейдельбергском ун-те. В мае 1911 в Выборге был крещён по методистскому обряду. В 1911–17 с перерывами учился на романо-германском отделении С.-Петерб. ун-та. Февр. революцию 1917 приветствовал, Окт. революцию – не принял, но уже через месяц признал историч. закономерность и необходимость случившегося.
Начинал как символист, последователь П. Верлена и Ф. К. Сологуба; испытал значит. влияние Ф. И. Тютчева. В 1909 в С.-Петербурге посещал «башню» В. И. Иванова; в 1910 дебютировал стихами в ж. «Аполлон». В кон. 1912 примкнул к акмеизму (написал манифест «Утро акмеизма», 1913, опубл. в 1919); дружбу с Н. С. Гумилёвым и А. А. Ахматовой считал одной из гл. удач своей жизни. Дебютная кн. стихов М. «Камень» (1913) построена на контрасте первой, «символистской» части (стихи 1908–11), в которой господствуют мотивы музыки и тихая печаль, и второй, «акмеистической», где доминируют оптимизм, архитектурные мотивы («Айя-София»; «Notre Dame», оба 1912; «Адмиралтейство», 1913, и др.): в природе, согласно концепции М.-акмеиста, всё подчинено «тайному плану» Архитектора-Создателя.
С нач. 1916 жил преим. в Москве; на короткое время сблизился с М. И. Цветаевой (их отношения отразились в стихах, обращённых друг к другу). Стихотворения периода 1-й мировой войны и обеих революций составили второй поэтич. сб-к – «Tristia» (1922, полностью опубл. в 1923 под назв. «Вторая книга», с посвящением «Н. Х.» – Н. Я. Хазиной, жене поэта; заглавие восходит к «Скорбным элегиям» Овидия), знаменовавший эволюцию М. от рациональной ясности поэтики акмеистов к иррациональному (для М. – всегда трагическому) мироощущению, выразившемуся в поэтике сложнейших ассоциаций, связанных, в первую очередь, с античностью («В Петрополе прозрачном мы умрём», 1916; «Золотистого мёда струя из бутылки текла», 1917; «На каменных отрогах Пиэрии», 1919; «Когда Психея-жизнь спускается к теням», «Я слово позабыл, что я хотел сказать», оба 1920; и др.). Для стихотворений 1920-х гг. характерны затемнённость смысла и множественные культурные аллюзии. К шедеврам этого периода относятся «Концерт на вокзале» (1921), «Век» (1922), «Грифельная ода» (1923), а также «Нашедший подкову» (1923) – единственное стих. М., написанное верлибром. В 1925 вышла автобиографич. книга «Шум времени». С мая 1925 по окт. 1930 М. не писал стихов; занимался переводами и редактированием чужих переводов с нем. и франц. языков. В 1928 вышла повесть «Египетская марка» о событиях в Петрограде в период между двумя революциями 1917, варьирующая гоголевские мотивы. При посредничестве Н. И. Бухарина издал последнюю прижизненную поэтич. кн. «Стихотворения», а также сб-к избранных критич. статей «О поэзии» (оба в 1928). В 1928 из-за ошибки издательства, указавшего переводчиком романа Ш. де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» М. (который в действительности выступил редактором), разыгрался скандал, обернувшийся обществ. шельмованием М. и его добровольным отчуждением от цеха писателей (этот разрыв запечатлён в памфлете «Четвёртая проза», 1930, опубл. в 1966). В 1930 М. совершил поездку по Закавказью. Впечатления от поездки легли в основу поэтич. цикла «Армения» (частично опубл. в 1931) и прозаич. «Путешествия в Армению» (1933). В ряде последующих стихотворений декларировал разрыв не только с офиц. сов. действительностью, но и с культурной традицией в целом, беря на себя миссию создания новой культуры, почти не опирающейся на достижения предшественников. «Прощание» с прошлым – программное эссе «Разговор о Данте» (1933, опубл. в англ. пер. в 1965, на рус. яз. – 1967), в центре которого – «закон обратимой и обращающейся поэтической материи, существующей только в исполнительском порыве». Поэзия позднего М. становится всё более зашифрованной, её подтекстом часто выступают прежние стихи М. и события его жизни. В нояб. 1933 М. написал отчаянную поэтич. инвективу «Мы живём, под собою не чуя страны…», направленную лично против И. В. Сталина, за которую был арестован и отправлен в ссылку в Воронеж (1934–37). Одним из ярких образцов поэзии этого периода стало самое длинное и наиболее трудное для читательского понимания поэтич. произведение М. – «Стихи о неизвестном солдате» (1937).
Для стиля М. характерна сгущённая метафоричность, обусловленная опорой на ключевые слова при пропуске связующих логич. звеньев (которые иногда могут быть восстановлены по черновикам), а также ассоциативностью мышления. Начав со стремления к структурной ясности и чёткости, М. в поздний период, во многом под влиянием В. Хлебникова, пришёл к поэзии новых смыслов и тёмных, нередко парадоксальных образов, которые часто создаются сближениями слов по принципу их звукового сходства. Ключевую роль в поэтике М. играют скрытые цитаты, источником которых была для М. вся европ. литература (акмеизм М. определял как «тоску по мировой культуре»).
В 1938 арестован повторно; отправлен по этапу на Дальний Восток, где и умер в пересыльном лагере. Реабилитирован посмертно: по делу 1938 – в 1956, по делу 1934 – в 1987.