Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЮ́ДВИГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 231

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Ерохин

ЛЮ́ДВИГ (Ludwig) От­то (12.2.1813, Айс­фельд – 25.2.1865, Дрез­ден), нем. пи­сатель. Сын юри­ста. Бро­сил шко­лу, ра­но по­те­ряв ро­ди­те­лей. Ра­бо­тал в тор­го­вой лав­ке сво­его дя­ди; с 1839 за­ни­мал­ся му­зы­кой у Ф. Мен­дель­со­на-Бар­толь­ди; в 1840 ос­та­вил учё­бу из-за бо­лез­ни и об­ра­тил­ся к ли­те­ра­ту­ре. С 1842 жил в Лейп­ци­ге, с 1849 – в Дрез­де­не. С 1860 стра­дал тя­жё­лым нерв­ным рас­строй­ст­вом. Умер в ни­ще­те.

Ран­ние со­чи­не­ния Л. соз­да­ны под влия­ни­ем ро­ман­тич. про­зы Л. Ти­ка, Жан Поля и Э. Т. А. Гоф­ма­на: сказ­ка «Прав­ди­вая ис­то­рия о трёх же­ла­ни­ях» («Die wahr­haftige Geschichte von den drei Wün­schen», 1842), рас­сказ «Ма­рия» («Ma­ria», 1843) и др. Лит. из­вест­ность Л. при­нес­ла дра­ма «На­след­ст­вен­ный лес­ни­чий» («Der Erbförster», пост. 1850, изд. 1853), на­пи­сан­ная в ду­хе «по­эти­че­ско­го реа­лиз­ма», под ко­то­рым Л. по­ни­мал од­но­вре­мен­но прав­ди­вое изо­бра­же­ние дей­ст­ви­тель­но­сти и её ху­дож. пре­об­ра­же­ние. В той же ма­не­ре вы­дер­жа­ны пси­хо­ло­гич. по­весть «Ме­ж­ду не­бом и зем­лёй» («Zwi­schen Himmel und Erde», 1856, рус. пер. 1861) и юмо­ри­стич. рас­сказ «Рез­вуш­ка и её со­пер­ник» («Die Heiterethei und ihr Widerspiel», 1857). В мо­ну­менталь­ной тра­ге­дии «Мак­ка­веи» («Die Mak­ka­bäer», пост. в 1852, изд. в 1854; од­но­им. опе­ра А. Г. Ру­бин­штей­на, 1875) Л. при­дал ис­то­рич. сю­же­ту ме­ло­дра­ма­тич. ха­рак­тер. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ли­те­ра­ту­ро­ведч. «Этю­ды о Шек­спи­ре» («Shakes­peare-Stu­dien», изд. в 1871), где пол­но­кров­ный реа­лизм и сце­нич­ность дра­ма­тур­гии У. Шек­спи­ра про­ти­во­пос­тав­ле­ны аб­ст­ракт­но-идеа­ли­стич. дра­ме Ф. Шил­ле­ра, а так­же пред­при­ня­та по­пыт­ка до­ка­зать муз. при­ро­ду «об­щей фор­мы» пьес У. Шек­спи­ра (по­стро­ен­ных, как по­ла­га­ет Л., по прин­ци­пу со­нат­ной фор­мы); «Этю­ды о ро­ма­не» («Ro­manstudien», изд. в 1874), в ко­то­рых Л. раз­мыш­ля­ет о раз­ли­чии ме­ж­ду ху­дож. прин­ци­па­ми ро­ма­на и дра­мы.

Соч.: Gesammelte Schriften. Lpz., 1891. Bd 1–6; Agnes-Bernauer-Dichtungen. B., 1961–1969. Bd 1–3; Romane und Romanstudien. Münch., 1977.

Лит.: Stern A. O. Ludwig. 2. Aufl. Lpz., 1906; Meyer A. Die ästhetischen Anschauungen O. Lud­wigs. Winterthur, 1957; Lillyman W. J. O. Ludwig’s «Zwischen Himmel und Erde». The Hague. P., 1967; Rüsing H. -P. O. Lud­wigs Agnes-Bernauer-Fragmente: zur Krise des Dra­mas im bürgerlichen Realismus. Fr./M., 1994; Gebhardt A. O. Ludwig – der poetische Rea­list. Marburg, 2002.

Вернуться к началу