МАЛЛАРМЕ́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛЛАРМЕ́ (Mallarmé) Стефан (18.3.1842, Париж – 9.9.1898, Вальвен, близ Фонтенбло), франц. поэт. Из семьи чиновника. После смерти матери (1847) воспитывался её родителями. С 1852 учился в пансионе в Отёйе, затем – в лицее Санса, где получил диплом бакалавра (1860). В 1862 совершенствовал англ. яз. в Лондоне. В 1863–71 преподавал в лицеях Турнона, Безансона и Авиньона; в 1871–94 – в Париже. Ранние стихи (1862–64) отразили влияние В. Гюго, Э. А. По, Ш. Бодлера. Печатался в прессе с 1862; первой значит. публикацией М. стала подборка из 10 стихотворений в коллективном сб. «Современный Парнас» («Parnasse contemporain», 1866). Поэтич. принципы школы «Парнас» претворились в написанной александрийским стихом эклоге «Послеполуденный отдых фавна» («L’après-midi d’un faune», 1865, изд. в 1876; легла в основу одноим. симфонич. прелюдии К. Дебюсси, 1894), эстетизирующей эротич. чувственность и вакхическую радость жизни. С 1880 М. стал заметной фигурой светской жизни Парижа; периодически организовывал дома «литературные вторники», где встречались поэты и художники. Широкую известность получил после выхода в свет романа Ж. К. Гюисманса «Наоборот» (1884), гл. герой которого размышляет над лирикой М., а также серии очерков П. Верлена (1884), в которых М. был причислен к «прóклятым поэтам».
Небольшое по объёму творчество М. кон. 1860–90-х гг. – вершина франц. символизма: драматич. поэма «Иродиада» («Hérodiade», не окончена, изд. в 1869–1926), сб-ки «Альбом стихов и прозы» («Album de vers et de prose», 1887), «Стихотворения» («Poésies», изд. в 1899), кн. «Игитур, или Безумие Эльбенона» («Igitur, ou La folie d’Elbehnon», изд. в 1925). Вдохновлённый идеями нем. идеалистич. философии, романтизма, эстетич. установками Ш. Бодлера, М. развил концепцию поэзии как «чистой формы», видя её предназначение в воссоздании трансцендентной Красоты (М. именует её также «Вечностью» и «Ничем»). Впадая в состояние «беспокойства», поэт, по мысли М., проникает в тайну бытия и выявляет связи, определяющие единство мироздания. Стиль поэзии М. отличает обилие метафор, произвольных аналогий и ассоциаций, усложнённость стихового строя (сдвинутая цезура, анжамбман) и синтаксиса, намеренно отдалённого от традиц. ритма речи, активное использование редких и устаревших слов: так, по мысли М., создаётся поэзия не повествующая, а «намекающая», рисующая «не вещь, но эффект, ею производимый». Поэма «Бросок костей никогда не упразднит Случая» («Un coup de dés jamais n’abolira le hasard», 1897), предстающая как одно незаконченное предложение, напечатанное без знаков препинания шрифтами разного размера, свидетельствует об увлечении М. экспериментами со зрительным эффектом, производимым лит. произведением. О стремлении к моделированию нелинейного текста, допускающего разл. варианты прочтения, свидетельствует его нереализов. замысел, получивший назв. «Книга» («Livre»). Худож. новации М. оказали влияние на мн. модернистские направления в европ. поэзии 20 в. (имажизм, конкретная поэзия и др.).
М. – автор многочисл. лит.-критич. статей [сб. «Разглагольствования» («Divagations», 1897) и др.], эссе о живописи и музыке [сб. «Вариации на одну тему» («Variations sur un sujet», 1895)], переводов на франц. яз. (в т. ч. произведений Э. А. По), школьного учебника «Английские слова» («Les mots anglais», 1877), кн. по мифологии «Античные боги» («Les dieux antiques», 1880) и др. На рус. яз. поэзию М. переводили И. Ф. Анненский, Ф. К. Сологуб, М. А. Волошин, В. Я. Брюсов и др.