Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛЬРО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 689-690

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Панов
А. Мальро. Фото 1940. Париж.

МАЛЬРО́ (Malraux) Ан­д­ре (Жорж Ан­д­ре) (3.11.1901, Па­риж – 23.11.1976, Кре­тей, близ Па­ри­жа; по­хо­ро­нен в па­риж­ском Пан­те­о­не), франц. пи­са­тель, пуб­ли­цист, об­ществ. дея­тель. Сын бан­ки­ра. По­сле раз­во­да ро­ди­те­лей (1905) вос­пи­ты­вал­ся ба­буш­кой. С 18 лет на­чал ра­ботать в из­да­тель­ст­ве; в 1920-х гг. по­лучил из­вест­ность в ин­тел­лек­ту­аль­ных кру­гах Па­ри­жа. Де­бю­ти­ро­вал по­этич. сб-ком «Бу­маж­ные лу­ны» («Lunes en pa­pier», 1921), в ко­то­ром от­ра­зи­лось ув­ле­че­ние сим­во­лиз­мом и ку­биз­мом. Учил­ся в шко­ле вос­точ­ных язы­ков (не окон­чил). В 1923–26 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие в Ин­до­ки­тай. Вдох­нов­лён­ное идея­ми О. Шпенг­ле­ра и Ф. Ниц­ше эс­се «Ис­ку­ше­ние За­па­да» («La tentation de l’Oc­cident», 1926) по­свя­ще­но со­пос­тав­ле­нию ев­роп. и ази­ат. куль­тур; пред­ве­щая мно­гие идеи эк­зи­стен­циа­лиз­ма, М. от­верг ев­ро­по­цен­тризм и рас­су­ж­дал о ду­хов­ной пус­то­те сво­их со­оте­че­ст­вен­ни­ков по­сле «смер­ти Бо­га». В ро­ма­нах М. при­дер­жи­ва­ет­ся воз­зре­ний ра­ди­каль­ной ин­тел­ли­ген­ции троц­ки­ст­ско­го тол­ка, вы­сту­пая про­тив бур­жу­аз­но­го ук­ла­да жиз­ни; их глав­ный ге­рой – бун­тарь-оди­ноч­ка, сме­ло от­стаи­ваю­щий свои ре­во­люц. прин­ци­пы, не­смот­ря на жес­то­кость ок­ру­жаю­ще­го ми­ра: «За­вое­ва­те­ли» («Les conquérants», 1928), «Ко­ро­лев­ская до­ро­га» («La voie royale», 1930), «Удел че­ло­ве­че­ский» («La сondition humaine», 1933), «Го­ды пре­зре­ния» («Le temps du mépris», 1935, рус. пер. 1935), «На­де­ж­да» («L’espoir», 1937, рус. пер. 1939), «Ореш­ни­ки Аль­тен­бур­га» («Les noyers de l’Altenburg», 1943). В 1930-е гг. мно­го пу­те­ше­ст­во­вал; сим­па­ти­зи­руя ком­му­ни­стич. идеа­лам, при­ни­мал уча­стие в Ис­пан­ской ре­во­лю­ции 1931–39 на сто­ро­не рес­пуб­ли­кан­цев. В годы 2-й мировой войны бо­рол­ся с нем. фа­шиз­мом, дваж­ды оказывался в плену, бежал, в чи­не пол­ков­ника ко­ман­до­вал тан­ко­вой бри­га­дой «Эль­зас-Ло­та­рин­гия». Мин. ин­фор­ма­ции (1945–1946) и куль­ту­ры (1959–69) в пра­ви­тель­ст­вах Ш. де Гол­ля; ак­тив­но за­ни­мал­ся про­па­ган­дой франц. куль­ту­ры в ми­ре. Убе­ж­дён­ный в ре­шаю­щей ро­ли му­зе­ев в фор­ми­ро­ва­нии взгля­дов ев­ро­пей­цев, по­ощ­рял про­ве­де­ние вы­ста­вок, дея­тель­ность до­мов куль­ту­ры и др. С 1945 пи­сал пре­им. эс­се об ис­кус­ст­ве, со­б­ран­ные в кни­гах «Пси­хо­ло­гия ис­кус­ст­ва» [«Psy­cho­logie de l’art», vol. 1–3, 1947–50; по­сле­дую­щее изд. под назв. «Го­ло­са без­мол­вия» («Les voix du silence», 1951)], «Са­турн, судь­ба, Ис­кус­ст­во и Гойя» («Sa­turne, le destin, l’Art et Goya», 1947), «Во­об­ра­жае­мый му­зей ми­ро­вой скульп­ту­ры» («Le musée imaginaire de la sculp­ture mondiale», vol. 1–2, 1952–54), «Ме­та­мор­фо­зы бо­гов» («La métamorphose des dieux», 1957) и др.

В цен­тре эс­те­тич. воз­зре­ний М. – по­ня­тие «во­об­ра­жае­мо­го му­зея» как со­во­куп­но­сти всех су­ще­ст­вую­щих про­из­ве­де­ний жи­во­пи­си, скульп­ту­ры, лит-ры, на­хо­дя­щих­ся в слож­ном «диа­ло­ге» друг с дру­гом. По мыс­ли М., ис­кус­ст­во в совр. ми­ре за­ни­ма­ет ме­сто «умер­ше­го» Бо­га; для ху­дож­ни­ка твор­че­ст­во ста­но­вит­ся спо­со­бом по­бе­дить эк­зи­стен­ци­аль­ное раб­ст­во, судь­бу и пре­вра­тить свою жизнь в веч­ное дея­ние. Ав­тор кн. вос­по­ми­на­ний «Ан­ти­ме­муа­ры» («Anti­mémoi­res», 1967, рус. пер. 2005) и др. Жиз­ни и твор­че­ст­ву М. по­свя­щён спек­такль М. Бе­жа­ра «Маль­ро, или Ме­та­мор­фо­зы бо­гов» (1986).

Соч.: Œuvres complètes. P., 1989–2004. Vol. 1–5.

Лит.: Mage T. A. Malraux, un écrivain sin­gu­lier. P., 1986; Mossuz-Lavau J. A. Malraux. Lyon, 1987; Boisdeffre P. A. Malraux: la mort et l’histoire. Monaco, 1996; Picon G. Malraux. P., 1996; Шер­ва­шид­зе ВВ. От ро­ман­тиз­ма к эк­зи­стен­циа­лиз­му. Твор­че­ст­во А. Маль­ро и А. Ка­мю. М., 2005; Cazenave M. Malraux. 2 éd. P., 2006.

Вернуться к началу