Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРИВО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 108-109

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

МАРИВО́ (Marivaux) Пьер Кар­ле де Шамб­лен де (Carlet de Chamblain de) (4.2.1688, Па­риж – 12.2.1763, там же), франц. пи­са­тель, член Франц. ака­де­мии (1742). Сын мел­ко­го нор­манд­ско­го дво­ря­ни­на. В 1710–13 учил­ся на юри­дич. ф-те Па­риж­ско­го ун-та. Был за­все­гда­та­ем мно­го­числ. лит. са­ло­нов и круж­ков Па­ри­жа. Ра­зо­рив­шись (1720), был вы­ну­ж­ден за­ра­ба­ты­вать на жизнь лит. тру­дом. Сбли­зив­шись с Б. Фон­те­не­лем, в «спо­ре о древ­них и но­вых» вы­сту­пал на сто­ро­не «но­вых». В ран­нем твор­че­ст­ве М. ис­поль­зо­вал ху­дож. прин­ци­пы ба­рок­ко и клас­си­циз­ма: ко­ме­дия «Ос­то­рож­ный и урав­но­ве­шен­ный отец» («Le père prudent et équitable», 1712), ирои­ко­ми­че­ская по­эма «Илиа­да на­из­нан­ку» («L’Iliade travestie», 1716), па­ро­дий­ная эпо­пея в про­зе «Те­ле­мак на­из­нан­ку» («Télémaque travesti», 1717, изд. в 1736), тра­ге­дия «Ган­ни­бал» («Anni­bal», пост. в 1720) и др. Пы­тал­ся вос­кре­сить жанр га­лант­но-аван­тюр­но­го ро­ма­на в ду­хе пре­ци­оз­но­сти по об­раз­цу Г. де К. де Ла Кальп­ре­не­да, М. Ле Руа де Гом­бер­ви­ля, Мад­ле­ны и Жор­жа де Скю­де­ри [ро­ма­ны «Фар­за­мон, или Но­вые ро­ма­ни­че­ские бе­зум­ст­ва» («Phar­samon, ou les nouvelles folies romanes­ques», 1712, изд. в 1737), «Уди­ви­тель­ные дей­ст­вия вза­им­но­го вле­че­ния» («Les effets surprenants de la sympa­thie», т. 1–5, 1713–14)], од­на­ко в ро­ма­не «Ка­ре­та, за­стряв­шая в гря­зи» («La voiture em­bourbée», 1714) вы­сту­пил с па­ро­ди­ей на ма­нер­ный стиль пре­ци­оз­ной лит-ры. С 1720-х гг. при­об­рёл из­вест­ность как ав­тор ко­ме­дий, в ко­то­рых ото­шёл от клас­си­ци­стич. ка­но­нов, раз­ви­вая приё­мы итал. те­ат­ра, пре­ж­де все­го – ко­ме­дии дель ар­те. Стиль М. по­лу­чил на­зва­ние «ма­ри­во­даж»; для ко­ме­дий ха­рак­тер­ны изящ­ное раз­ви­тие ин­три­ги (час­то по­стро­ен­ной на пе­ре­оде­ва­нии и «не­уз­на­ва­нии» пер­со­на­жей), тон­кий пси­хо­ло­гизм в изо­бра­же­нии ха­рак­те­ров, иро­нич. и иг­ри­во-на­смеш­ли­вая ма­не­ра опи­са­ния га­лант­ных по­хо­ж­де­ний: «Ар­ле­кин, вос­пи­тан­ный лю­бо­вью» («Arlequin poli par l’amo­ur», 1720), «Сюр­приз люб­ви» («La sur­prise de l’amour», 1723), «Двой­ное не­по­сто­ян­ст­во» («La double inconstance», 1723), «Иг­ра люб­ви и слу­чая» («Le jeu de l’amour et du hasard», 1730, рус. пер. 1769; сю­жет ис­поль­зо­ван А. С. Пуш­ки­ным в по­вес­ти «Ба­рыш­ня-кре­сть­ян­ка»), «Лож­ные при­зна­ния» («Les fausses con­fidences», 1738; рус. пер. под назв. «Об­ман в поль­зу люб­ви», 1827) и др. М. – один из круп­ных мас­те­ров франц. со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. про­зы; в не­за­вер­шён­ных ро­ма­нах «Жизнь Ма­ри­ан­ны» («La vie de Marianne», ч. 1–11, 1731–41; рус. пер. 1762, 1968; мно­го­числ. эк­ра­ни­за­ции) и «Удач­ли­вый кре­сть­я­нин» («Le paysan parvenu», 1734–35, рус. пер. 1970), во мно­гом про­дол­жаю­щих тра­ди­ции плу­тов­ско­го ро­ма­на, М. вир­ту­оз­но рас­крыл внут­рен­ний мир ге­ро­ев, вы­ну­ж­ден­ных бо­роть­ся за своё ме­сто во вра­ж­деб­ном ми­ре. М. был так­же из­вес­тен как жур­на­лист: вдох­нов­ля­ясь опы­том Дж. Ад­ди­со­на, вы­пус­кал нра­во­опи­сат. жур­на­лы «Le spectateur français» (1721–24), «Le cabinet du philosophe» (1734) и др.

Соч.: Ко­ме­дии. М., 1961; Удач­ли­вый кре­сть­я­нин. М., 1970; Théâtre complet. P., 2000–2005. Vol. 1–2.

Лит.: Deloffre F. Marivaux et le marivaudage. 3  éd. Gen., 1993; Gilot M. L’esthétique de Ma­rivaux. P., 1998; Gallouёt C. Marivaux, jour­naux et fictions. Orléans, 2001.

Вернуться к началу