Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РКИШ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 157

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Элиасберг

МА́РКИШ Пе­рец Да­ви­до­вич [25.11(7.12).1895, мес­теч­ко По­лон­ное Но­во­град-Во­лын­ско­го у. Во­лын­ской губ., ныне го­род в Хмельницкой обл. Украины – 12.8.1952, Мо­ск­ва], евр. пи­са­тель. Пи­сал на иди­ше. В 1918 пе­ре­ехал в Ки­ев; в 1919 стал од­ним из ве­ду­щих по­этов т. н. ки­ев­ской груп­пы (на­ря­ду с Д. Н. Гоф­штей­ном и Л. М. Квит­ко). В 1921–1926 жил в Вар­ша­ве; уча­ст­ник груп­пы по­этов-экс­прес­сио­ни­стов «Ха­ля­ст­ра» («Ва­та­га», с 1922), со­уч­ре­ди­тель ав­то­ри­тет­но­го лит. жур­на­ла на иди­ше «Ли­те­ра­ри­ше бле­тер» («Ли­те­ра­тур­ные ли­ст­ки», 1924–39). По­сле воз­вра­ще­ния в СССР (1926) по­се­лил­ся в Харь­ко­ве, за­тем в Мо­ск­ве. В 1939–43 М. воз­глав­лял Евр. сек­цию СП СССР. В 1941–48 чл. Евр. ан­ти­фа­ши­ст­ско­го к-та (ЕАК).

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт (1917). Ис­пы­тал влия­ние нем. экс­прес­сио­низ­ма и рус. фу­ту­риз­ма. Пер­вый по­этич. сб. – «По­ро­ги» («Швэлн», 1919). За ним по­сле­до­ва­ли сти­хотв. сказ­ка «За та­ре­лоч­кой с не­ба» («Нохн те­лер фун химл»), по­этич. сб-ки «На пу­ти» («Ин митн вег»), «Ша­лость» («Шти­фе­риш», стих. для де­тей; все в 1919) и др. По­эма «Во­лынь» (1921) эпи­чес­ки изо­бра­жа­ет жизнь оби­та­те­лей евр. мес­теч­ка на фо­не при­ро­ды юж. края. В цен­тре экс­прес­сио­ни­ст­ской по­эмы «Ку­ча» («Ди Ку­пе», 1922) – тра­ге­дия евр. по­гро­мов. Ре­во­люц. па­фо­сом про­ник­нут по­этич. сб. «Ра­дио» (1922). Эле­мен­ты мо­дер­ни­ст­ской эс­те­ти­ки ха­рак­тер­ны для по­этич. сб-ков «Ноч­ной гра­бёж» («Нахт ройб»), «Ве­чер­ние ча­сы» («Овнт шо­ен», оба 1922), «За­кле­ен­ные ци­фер­бла­ты» («Фарк­леп­те ци­фер­блатн», 1929), по­эмы «Со­ро­ка­лет­ний» («Фер­цик­йо­ри­кер ман», 1927–40; пол­но­стью из­да­на в 1978), ох­ва­ты­ваю­щей ис­то­рию евр. на­ро­да от биб­лей­ских вре­мён до нач. 20 в., и др. Ро­ман «По­ко­ле­ние ухо­дит, по­ко­ле­ние при­хо­дит» («Дор эйнс дор ойс», т. 1–2, 1929–41) и эпич. по­эма «Бра­тья» («Бри­дер», кн. 1, 1929; рус. пер. в 1935; кн. 2, 1941) об­ра­ще­ны к со­бы­ти­ям Окт. ре­во­лю­ции и Гражд. вой­ны. На ос­но­ве собств. сце­на­рия к ф. «Воз­вра­ще­ние Ней­та­на Бек­ке­ра» (1932) о евр. ра­бо­чем, прие­хав­шем из США в СССР стро­ить но­вое об­ще­ст­во, соз­дал ро­ман «Один на один» («Эйнс аф эйнс», 1934; рус. пер. в 1934). Те­ме хо­ло­ко­ста по­свящён по­этич. цикл «Тан­цов­щи­ца из гет­то» («Ди иди­ше тен­це­рин», 1940; опубл. в 1942). Вел. Отеч. вой­на на­шла от­ра­же­ние в по­этич. сб-ках «Смерть кан­ни­ба­лам» («А тойт ди ка­ти­балн», 1941), «За на­род и Ро­ди­ну» («Фар фолк ун Хейм­ланд», 1943), эпич. по­эме «Вой­на» («Мил­хо­ме», 1948), ро­ма­не «По­ступь по­ко­ле­ний» («Трот фун дой­рес», 1948; час­тич­но опубл. в 1966) о бор­цах вар­шав­ско­го гет­то. По­эзия М. от­ли­ча­ет­ся мет­рич. раз­но­об­ра­зи­ем и от­то­чен­но­стью фор­мы. Ав­тор пьес для евр. те­ат­ра: «Зем­ля» («Ди эрд»; из­да­на в рус. пер. в 1931; пост. в 1931 под назв. «Нит ге­дай­гет»), «Се­мья Ова­дис» («Миш­по­хе Ова­дис», 1937; рус. пер. в 1938), «Вос­ста­ние в гет­то» («Дер уф­штанд ин гет­то», 1946), «По­ми­наль­ная мо­лит­ва» («Кол Нид­ре», 1941) и др. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1939).

27.1.1949 аре­сто­ван; 18.7.1952 осу­ж­дён Во­ен. кол­ле­ги­ей Вер­хов­но­го су­да СССР по об­ви­не­нию в из­ме­не Ро­ди­не; рас­стре­лян. Реа­би­ли­ти­ро­ван в 1955.

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния. М., 1960. Т. 1–2; Сти­хи / Вступ. ст. Б. А. Лав­ре­не­ва. М., 1968; Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы. Л., 1969.

Лит.: Мар­киш Э. Столь дол­гое воз­вра­ще­ние… Вос­по­ми­на­ния. Тель-Авив, 1989; Estraikh G. In harness: Yiddish writers’ romance with com­munism. N. Y., 2005.

Вернуться к началу