Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАРО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 181

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г.

МАРО́ (Marot) Кле­ман (1496, Ка­ор – 10.9.1544, Ту­рин), франц. по­эт. Учил­ся в шко­ле при Па­риж­ском ун-те. Пред­по­ло­жи­тель­но ме­ж­ду 1510 и 1515 по­се­щал за­ня­тия в ун-те Ор­леа­на. С 1519 со­сто­ял на служ­бе при дво­ре Мар­га­ри­ты На­варр­ской и Фран­ци­ска I. Был дру­жен с Ф. Раб­ле и М. Се­вом. Под­вер­гал­ся на­пад­кам со сто­ро­ны франц. ка­то­ли­ков из-за сим­па­тии к про­тес­тан­там; в 1526 от­бы­вал на­ка­за­ние в тюрь­ме Шат­ле в Па­ри­же, в 1535–36 жил в из­гна­нии в Фер­ра­ре [при дво­ре гер­цо­ги­ни Ре­не (Ре­на­ты) Фран­цуз­ской] и в Ве­не­ции. В 1541, по­сле осу­ж­де­ния Сор­бон­ной вы­пол­нен­но­го им пе­ре­во­да псал­мов, М. пе­ре­ехал в Же­не­ву, где был те­п­ло встре­чен Ж. Каль­ви­ном. Впо­след­ст­вии пе­ре­брал­ся в Ту­рин. М. – один из са­мых яр­ких по­этов франц. Воз­ро­ж­де­ния. Де­бю­ти­ро­вал как пе­ре­вод­чик эк­лог Вер­ги­лия (1512). Од­ним из пер­вых лит. опы­тов М. ста­ла ал­ле­го­рич. по­эма «Храм Ку­пи­до­на» («Temple de Cu­pido», 1514). Под влия­ни­ем ли­ри­ки Ф. Пет­рар­ки и Ф. Вий­о­на (его со­чи­не­ния М. из­дал в 1533) М. зна­чи­тель­но рас­ши­рил круг тем, за­тра­ги­вае­мых по­эзи­ей, и со­кра­тил ко­ли­че­ст­во ри­то­рич. штам­пов: са­ти­рич. по­эмы «Ад» («L’En­fer», 1526), «Буф­фон» («Buffon», 1543?), по­этич. сб. «Юность Кле­ма­на» («L’Ado­lescence clémentine», 1532) и др. Ос­та­ва­ясь в це­лом вер­ным ср.-век. жан­ро­вым фор­мам, М. зна­чи­тель­но из­ме­нил со­дер­жа­ние свет­ской ли­ри­ки: в свои изящ­ные и ост­ро­ум­ные по­этич. ми­ниа­тю­ры он ввёл опи­са­ния га­лант­ных по­хо­ж­де­ний, мел­ких бы­то­вых под­роб­но­стей, пе­реч­ни жен­ских пре­лес­тей и др. Ав­тор пе­ре­во­дов на франц. яз. про­из­ве­де­ний Ови­дия, Мар­циа­ла и др. Сре­ди со­вре­мен­ни­ков М. про­сла­вил­ся пре­ж­де все­го пе­ре­ло­же­ния­ми псал­мов; в 17 в. его твор­че­ст­во ста­ло об­раз­цом для под­ра­жа­ния во франц. са­лон­ной куль­ту­ре (В. Вуа­тюр, Ж. де Ла­фон­тен и др.). Не­ко­то­рые по­этич. прин­ци­пы М. пред­ве­ща­ли идеи «Плея­ды».

Соч.: Ев­ро­пей­ские по­эты Воз­ро­ж­де­ния. М., 1974; Œuvres complètes. P., 2009. Vol. 1–2.

Лит.: Шиш­ма­рев В. Ф. К. Ма­ро. П., 1915; Preisig F. C. Marot et les mе́tamorphoses de l’auteurа̀ l’aube de la Renaissance. Gen., 2004; Lestringant F. C. Marot, de «L’Adolescence» а̀ «L’Enfer». 2 е́d. Orlе́ans, 2006; Mayer C. A. Bibliographie des œuvres de C. Marot. Genе́ve, 1954. Vol. 1–2.

Вернуться к началу