Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МЕРЗЛЯКО́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 15-16

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

МЕРЗЛЯКО́В Алек­сей Фё­до­ро­вич [17(28).3.1778, с. Ни­ко­ла­ев­ское Шад­рин­ско­го у. Орен­бург­ской губ., ны­не г. Дал­ма­то­во – 26.7(7.8).1830, Мо­ск­ва], рус. лит. кри­тик, по­эт, пе­ре­во­дчик. Сын не­бо­га­то­го куп­ца. На­чал учё­бу в перм­ском на­род­ном уч-ще, в 1793 за вы­даю­щие­ся ус­пе­хи был при­нят на ка­зён­ный счёт в гим­на­зию при Моск. ун-те; в 1798 по­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра и на­чал пре­по­да­вать там же. С 1804 за­ни­мал ка­фед­ру рос. крас­норе­чия и по­эзии, с 1810 проф., в 1817–18, 1821–28 де­кан сло­вес­но­го от­де­ле­ния Моск. уни­вер­си­те­та.

С кон. 1790-х гг. пе­ча­тал­ся в уни­вер­си­тет­ских из­да­ни­ях. Вхо­дил в «Дру­же­ское ли­те­ра­тур­ное об­ще­ст­во». Один из ос­но­ва­те­лей Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти (1811; на от­кры­тии вы­сту­пил с про­грамм­ным «Рас­су­ж­де­ни­ем о рос­сий­ской сло­вес­но­сти в ны­неш­нем её со­стоя­нии»). Чи­тал пуб­лич­ные лек­ции по «тео­рии изящ­ных ис­кусств» (1812) и о со­чи­не­ни­ях «зна­ме­ни­тей­ших рос­сий­ских пи­са­те­лей» (1815), имев­шие ус­пех в об­ра­зо­ван­ном моск. об­ще­ст­ве (опубл. час­тич­но в 1812–17). В 1815 из­да­вал ж. «Ам­фи­он». В том же го­ду опуб­ли­ко­вал пер­вый об­сто­ят. раз­бор «Рос­сиа­ды» М. М. Хе­ра­ско­ва. Бу­ду­чи сто­рон­ни­ком клас­си­циз­ма, не при­нял но­вей­ших ро­ман­тич. вея­ний; в «Пись­ме из Си­би­ри» (1818) вы­сту­пил с рез­кой кри­ти­кой жан­ра бал­ла­ды (в т. ч. и бал­лад В. А. Жу­ков­ско­го). На ос­но­ве тру­дов ев­роп. тео­ре­ти­ков иск-ва (И. И. Эшен­бур­га и др.) со­ста­вил ряд учеб­ных по­со­бий, до­пол­нив их при­ме­ра­ми из рос. сло­вес­но­сти: «Крат­кая ри­то­ри­ка, или Пра­ви­ла, от­но­ся­щие­ся ко всем ро­дам со­чи­не­ний про­заи­ческих» (1809), «Крат­кое на­чер­та­ние тео­рии изящ­ной сло­вес­но­сти» (т. 1–2, 1822), «Кон­спект лек­ций рос­сий­ско­го крас­но­ре­чия и по­эзии» (1827), «Крат­кое ру­ко­во­дство к эс­те­ти­ке» (1829).

По­эзия М. тя­го­те­ет к вы­со­кой ли­ри­ке гра­ж­дан­ско­го («Сла­ва» и «Ода на раз­ру­ше­ние Ва­ви­ло­на», 1801) и фи­ло­соф­ско­го («Труд», 1825; «Юби­лей», 1830) со­дер­жа­ния. Наи­бо­лее ори­ги­наль­ны пес­ни и ро­ман­сы М. (мно­гие из них на­пи­са­ны в со­дру­же­ст­ве с ком­по­зи­то­ром Н. Д. Ка­ши­ным), в ко­то­рых сен­ти­мен­таль­ная чув­ст­ви­тель­ность со­еди­ня­ет­ся с на­род­но-по­этич. фра­зео­ло­ги­ей и об­раз­но­стью. Пес­ни М. с пре­об­ла­даю­щи­ми мо­ти­ва­ми раз­лу­ки, из­ме­ны, оди­но­че­ст­ва и т. п. ста­ли свя­зую­щим зве­ном ме­ж­ду сен­ти­мен­таль­ной пес­ней 18 в. (Ю. А. Не­ле­дин­ский-Ме­лец­кий, И. И. Дмит­ри­ев) и «рус­ски­ми пес­ня­ми» А. А. Дель­ви­га и А. В. Коль­цо­ва. Ис­клю­чит. по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась пес­ня М. «Сре­ди до­ли­ны ров­ныя…» (опубл. в 1811; ав­тор му­зы­ки не­из­вес­тен), став­шая на­род­ной. Един­ст­вен­ный при­жиз­нен­ный сб-к ори­ги­наль­ных сти­хо­тво­ре­ний М. – «Пес­ни и ро­ман­сы» (1830).

Пе­ре­во­дил ан­тич­ных ав­то­ров. В пе­ре­во­дах эк­лог Вер­ги­лия и идил­лий Фео­кри­та (1807) М. од­ним из пер­вых по­сле В. К. Тре­диа­ков­ско­го об­ра­тил­ся к дак­ти­ло­хо­ре­ич. гек­са­мет­ру (позд­нее от­стаи­вал своё пер­вен­ст­во в этом пе­ред Н. И. Гне­ди­чем); в позд­ней­ших пе­ре­во­дах (эле­гии Ти­бул­ла, Про­пер­ция, Ови­дия, «По­сла­ние к Пи­зо­нам» Го­ра­ция и др.) ис­поль­зо­вал тра­диц. алек­сан­д­рий­ский стих, как и в сво­ём гл. тру­де – пе­ре­во­де по­эмы Т. Тас­со «Ос­во­бо­ж­дён­ный Ие­ру­са­лим» (отд. изд. – 1828). Б. ч. пе­ре­во­дов М. со­б­ра­на в кн. «Под­ра­жа­ния и пе­ре­во­ды из гре­че­ских и ла­тин­ских сти­хо­твор­цев» (т. 1–2, 1825–26).

Соч.: Сти­хо­тво­ре­ния. М., 1867. Ч. 1–2; Сти­хо­тво­ре­ния / Вступ. ста­тья Ю. М. Лот­ма­на. Л., 1958; Рус­ские эс­те­ти­че­ские трак­та­ты пер­вой тре­ти XIX в. М., 1974. Т. 1. С. 73–193; Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка 1800–1820-х гг. М., 1980. С. 119–209; Пес­ни и ро­ман­сы. М., 1988.

Лит.: Бе­ло­рус­сов И. М. За­чат­ки рус­ской ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. Во­ро­неж, 1888. Вып. 2: Мерз­ля­ков как тео­ре­тик и кри­тик; Стен­ник Ю. В. Ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка не­оклас­си­циз­ма: А. Ф. Мерз­ля­ков // Очер­ки ис­то­рии рус­ской ли­те­ра­тур­ной кри­ти­ки. СПб., 1999. Т. 1: XVIII – пер­вая чет­верть XIX в.

Вернуться к началу