МИ́НСКИЙ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИ́НСКИЙ (псевд.; наст. фам. Виленкин) Николай Максимович [15(27).1.1856, с. Глубокое Дисненского у. Виленской губ., ныне город Глубокского р-на Витебской обл. – 2.7.1937, Париж], рус. писатель, переводчик, публицист. Из бедной евр. семьи; в 1882 принял православие. До 1875 жил в Минске, затем в С.-Петербурге. Окончил юридич. факультет С.-Петерб. ун-та (1879). Дебютировал в печати как поэт (1876); примыкал к либерально-народнич. направлению. Первый поэтич. сб-к М. был уничтожен цензурой («Стихотворения», 1883). Ведущие мотивы ранней лирики М. – уныние, больная совесть, красота самопожертвования (поэмы «Белые ночи», «Последняя исповедь», обе 1879; «Гефсиманская ночь», 1884, опубл. в 1899; и др.). К сер. 1880-х гг. относятся выступления М., предвосхитившие декларации символизма. В ст. «Старинный спор» (1884) осудил утилитарный подход к иск-ву и провозгласил в качестве единственной и неизменной его цели «эстетич. наслаждение». В книгах «При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни» (1890) и «Религия будущего. Философские разговоры» (1901–03, под назв. «Философские разговоры»; отд. изд. 1905), исходя из представления о тотальном духовном кризисе человечества, разработал теорию т. н. меонизма (от греч. τό μὴ ὄν – «несуществующее»), своеобразную «религию небытия», основанную на отказе от веры в Бога и постулирующую в качестве сверхзадачи самообожествление человеческого «я». Крайний индивидуализм и принципиальный аморализм этой теории, нашедшей воплощение в поэзии и драматургии М. (стих. «Как сон, пройдут дела и помыслы людей…», 1886; поэмы «Свет правды. Индийская легенда», 1892; «Город смерти», 1894; «Холодные слова. Рождественская фантазия», 1896; пьеса «Альма. Трагедия из современной жизни», 1900), снискали ему «титло отца русского декадентства» (по выражению С. А. Венгерова). В 1890-х гг. сблизился с З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковским, Ф. Сологубом; сотрудничал в ж. «Северный вестник». Один из инициаторов и активных участников Религиозно-философских собраний (1901–03). В окт. – дек. 1905 издавал газ. «Новая жизнь», фактически руководимую В. И. Лениным; был арестован, выпущен под залог и в начале декабря нелегально выехал из России. Поселился в Париже, где написал драматич. трилогию «Железный призрак» (1909), «Малый соблазн» (1910) и «Хаос» (1912). Добившись помилования, в 1914 побывал в С.-Петербурге. В нач. 1-й мировой войны окончательно эмигрировал; с 1927 жил в Париже. В нач. 1920-х гг. был председателем правления рус. Дома искусств в Берлине; выпустил мистериальную драму «Кого ищешь?», кн. «От Данте к Блоку» и сб-к избранных стихотворений «Из мрака к свету» (все в 1922). Гл. переводч. труд М. – «Илиада» Гомера (1896); переводил также Г. Флобера, Мольера, У. Шекспира, Дж. Байрона, П. Б. Шелли, П. Верлена и др.