Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

МИ́НСКИЙ (псевд.; наст. фам. Ви­лен­кин) Ни­ко­лай Мак­си­мо­вич [15(27).1.1856, с. Глу­бо­кое Дис­нен­ско­го у. Ви­лен­ской губ., ны­не го­род Глу­бок­ско­го р-на Ви­теб­ской обл. – 2.7.1937, Па­риж], рус. пи­са­тель, пе­ре­во­дчик, пуб­ли­цист. Из бед­ной евр. се­мьи; в 1882 при­нял пра­во­сла­вие. До 1875 жил в Мин­ске, за­тем в С.-Пе­тер­бур­ге. Окон­чил юри­дич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та (1879). Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти как по­эт (1876); при­мы­кал к ли­бе­раль­но-на­род­нич. на­прав­ле­нию. Пер­вый по­этич. сб-к М. был унич­то­жен цен­зу­рой («Сти­хо­тво­ре­ния», 1883). Ве­ду­щие мо­ти­вы ран­ней ли­ри­ки М. – уны­ние, боль­ная со­весть, кра­со­та са­мо­по­жерт­во­ва­ния (по­эмы «Бе­лые но­чи», «По­след­няя ис­по­ведь», обе 1879; «Геф­симан­ская ночь», 1884, опубл. в 1899; и др.). К сер. 1880-х гг. от­но­сят­ся вы­сту­п­ле­ния М., пред­вос­хи­тив­шие дек­ла­ра­ции сим­во­лиз­ма. В ст. «Ста­рин­ный спор» (1884) осу­дил ути­ли­тар­ный под­ход к иск-ву и про­воз­гла­сил в ка­че­ст­ве един­ст­вен­ной и не­из­мен­ной его це­ли «эс­те­тич. на­сла­жде­ние». В кни­гах «При све­те со­вес­ти. Мыс­ли и меч­ты о це­ли жиз­ни» (1890) и «Ре­ли­гия бу­ду­ще­го. Фи­ло­соф­ские раз­го­во­ры» (1901–03, под назв. «Фи­ло­соф­ские раз­го­во­ры»; отд. изд. 1905), ис­хо­дя из пред­став­ле­ния о то­таль­ном ду­хов­ном кри­зи­се че­ло­ве­че­ст­ва, раз­ра­бо­тал тео­рию т. н. ме­о­низ­ма (от греч. τό μὴ ν – «не­су­ще­ст­вую­щее»), свое­об­раз­ную «ре­ли­гию не­бы­тия», ос­но­ван­ную на от­ка­зе от ве­ры в Бо­га и по­сту­ли­рую­щую в ка­че­ст­ве сверх­за­да­чи са­мо­обо­же­ст­в­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го «я». Край­ний ин­ди­ви­дуа­лизм и прин­ци­пи­аль­ный амо­ра­лизм этой тео­рии, на­шед­шей во­пло­ще­ние в по­эзии и дра­ма­тур­гии М. (стих. «Как сон, прой­дут де­ла и по­мыс­лы лю­дей…», 1886; по­эмы «Свет прав­ды. Ин­дий­ская ле­ген­да», 1892; «Го­род смер­ти», 1894; «Хо­лод­ные сло­ва. Ро­ж­де­ст­вен­ская фан­та­зия», 1896; пье­са «Аль­ма. Тра­ге­дия из со­вре­мен­ной жиз­ни», 1900), сни­ска­ли ему «тит­ло от­ца рус­ско­го де­ка­дент­ст­ва» (по вы­ра­же­нию С. А. Вен­ге­ро­ва). В 1890-х гг. сбли­зил­ся с З. Н. Гип­пи­ус, Д. С. Ме­реж­ков­ским, Ф. Со­ло­гу­бом; со­труд­ни­чал в ж. «Се­вер­ный вест­ник». Один из ини­циа­то­ров и ак­тив­ных уча­ст­ни­ков Ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ских со­б­ра­ний (1901–03). В окт. – дек. 1905 из­да­вал газ. «Но­вая жизнь», фак­ти­че­ски ру­ко­во­ди­мую В. И. Ле­ни­ным; был аре­сто­ван, вы­пу­щен под за­лог и в на­ча­ле де­каб­ря не­ле­галь­но вы­ехал из Рос­сии. По­се­лил­ся в Па­ри­же, где на­пи­сал дра­ма­тич. три­ло­гию «Же­лез­ный при­зрак» (1909), «Ма­лый со­блазн» (1910) и «Ха­ос» (1912). До­бив­шись по­ми­ло­вания, в 1914 по­бы­вал в С.-Пе­тер­бур­ге. В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны окон­ча­тель­но эмиг­ри­ро­вал; с 1927 жил в Па­ри­же. В нач. 1920-х гг. был пред­се­да­те­лем прав­ле­ния рус. До­ма ис­кусств в Бер­лине; вы­пус­тил мис­те­ри­аль­ную дра­му «Ко­го ищешь?», кн. «От Дан­те к Бло­ку» и сб-к из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний «Из мра­ка к све­ту» (все в 1922). Гл. пе­ре­водч. труд М. – «Илиа­да» Го­ме­ра (1896); пе­ре­во­дил так­же Г. Фло­бе­ра, Моль­е­ра, У. Шек­спи­ра, Дж. Бай­ро­на, П. Б. Шел­ли, П. Вер­ле­на и др.

Соч.: Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. 4-е изд. СПб., 1907. Т. 1–4; По­эты 1880–1890-х гг. Л., 1972. С. 88–138; Мин­ский Н. М., Доб­ро­лю­бов А. М. Сти­хо­тво­ре­ния и по­эмы / Вступ. ст. и прим. А. А. Коб­рин­ско­го, С. В. Са­пож­ко­ва. СПб., 2005.

Вернуться к началу