Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЮССЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 616

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

МЮССЕ́ (Musset) Альф­ред де (11.12.1810, Па­риж – 2.5.1857, там же), франц. пи­са­тель, чл. Франц. ака­де­мии (1852). По­то­мок древ­не­го ари­сто­кра­тич. ро­да. В 1819–1827 учил­ся в кол­ле­же Ген­ри­ха IV. С дет­ст­ва стра­дал нерв­ны­ми рас­строй­ства­ми. Про­бо­вал се­бя в ме­ди­ци­не, юри­дич. де­ле, жи­во­пи­си. В 1828 примк­нул к по­этич. круж­ку «Се­накль». С 1833 был близ­ким дру­гом Ж. Санд, во мно­гом по­вли­яв­шей на его твор­че­ст­во. Слу­жил биб­лио­те­ка­рем в Мин-ве иностр. дел (1838–48), а так­же в Мин-ве об­ра­зо­ва­ния (с 1853).

А. де Мюссе. Портрет работы Ш. Ланделя. 1854. Национальный музей Версаля и Трианонов.

Твор­че­ст­во М. вы­дер­жа­но в тра­ди­ци­ях ро­ман­тиз­ма. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1828. Ши­ро­кую из­вест­ность М. при­нёс его пер­вый по­этич. сб. «Ис­пан­ские и италь­ян­ские по­вес­ти» («Contes d’Es­pagne et d’Italie», 1830), объ­е­ди­нив­ший по­эмы с яр­ки­ми, за­хва­ты­ваю­щи­ми сю­же­та­ми, в ос­но­ве ко­то­рых стра­ст­ная лю­бовь, рев­ность, кро­ва­вая месть. Сбор­ник был вы­со­ко оце­нён А. С. Пуш­ки­ным. Влия­ние Дж. Бай­ро­на от­ра­зи­лось в по­этич. сб. «Спек­такль в крес­ле» («Un spec­tacle dans un fauteuil», 1832), про­ни­зан­ном бун­тар­ски­ми на­строе­ния­ми. В твор­че­ст­ве М. сер. 1830-х гг. уси­ли­лись ме­лан­хо­лич. на­ча­ло, мо­ти­вы оди­но­че­ст­ва, без­ве­рия и от­чая­ния: по­эмы «Рол­ла» («Rolla», 1833), «Но­чи» («Les nuits», 1835–37) и др. В нач. 1830-х гг. вы­сту­пил как дра­ма­тург: про­за­ич. дра­мы с эле­мен­та­ми ко­ме­дии «Ве­не­ци­ан­ская ночь» («La nuit vе́nitienne», 1830), «При­хо­ти Ма­ри­ан­ны» («Les Caprices de Marianne», 1833), «Фан­та­зио» («Fan­tasio», 1834), «С лю­бо­вью не шу­тят» («On ne badine pas avec l’amour», 1834); ис­то­рич. дра­мы «Ан­д­реа дель Сар­то» («Andrea del Sarto», 1833), «Ло­рен­цач­чо» («Lorenzaccio», 1834), од­но­акт­ная ко­ме­дия «Ка­приз» («Un Caprice», 1837) и др. Ев­роп. сла­ву М. при­нёс ро­ман «Ис­по­ведь сы­на ве­ка» («La confession d’un enfant du siècle», 1836, рус. пер. 1871), в ко­то­ром М. вир­ту­оз­но изо­бра­зил тра­ге­дию ро­ман­тич. ге­роя, тщет­но пред­при­ни­маю­ще­го по­пыт­ки при­ми­ре­ния с ок­ру­жаю­щим ми­ром, но тер­пя­ще­го в ито­ге ду­хов­ный крах. Ав­тор эро­тич. ро­ма­на «Га­миа­ни» («Gamiani», 1833, рус. пер. 1991); но­вел­ли­сти­ки, в т. ч. ал­ле­го­рич. по­вес­ти «Ис­то­рия бе­ло­го дроз­да» («Histoire d’un merle blanc», 1842), пе­ре­кли­каю­щей­ся по сю­же­ту со сказ­кой Х. К. Ан­дер­се­на «Гад­кий утё­нок» и на­пи­сан­ной од­но­вре­мен­но с ней; пе­ре­во­дов, об­шир­ной пе­ре­пис­ки. На рус. яз. про­из­ве­де­ния М. пе­ре­во­ди­ли И. С. Тур­ге­нев, А. А. Фет, В. С. Ку­роч­кин, А. Н. Апух­тин, В. Я. Брю­сов, С. В. Шер­вин­ский и др.

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М., 1957. T. 1–2; Ис­по­ведь сы­на ве­ка. Но­вел­лы. Пье­сы. М., 1988; Œ uvres complètes. Clermont-Fer­rand, 2007–. Vol. 1–.

Лит.: Van Tieghem Ph. Musset: l’homme et l’œuvre. P., 1969; Lestringant F. A. de Mus­set. P., 1998; Charton A. A. de Musset. P., 2010; Ledda S. A. de Musset: les fantaisies d’un enfant du siècle. P., 2010; Siegel P. J. A. de Musset: a reference guide. Boston, 1982.

Вернуться к началу