Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НАЙДЁНОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 701

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. А. Завельская

НАЙДЁНОВ (псевд.; наст. фам. Алек­се­ев) Сер­гей Алек­сан­д­ро­вич [14(26).9.1868, Ка­зань – 5.12.1922, Ял­та], рус. дра­ма­тург, те­ат­раль­ный дея­тель. Из бо­га­той ку­печ. се­мьи. Окон­чил Му­зы­каль­но-дра­ма­тич. уч-ще при Моск. фи­лар­мо­нич. об-ве (1889). До 1893 слу­жил ак­тё­ром в про­винц. те­ат­рах (сце­нич. псевд. Ро­го­жин). За­тем примк­нул к тол­стов­цам, при­ни­мал уча­стие в ра­бо­те зем­ле­дельч. ко­ло­нии близ Уфы. С 1900 жил в Мо­ск­ве. В 1909 боль­ной ту­бер­ку­лё­зом Н. пе­ре­ехал в Ял­ту, где вы­сту­пил од­ним из уч­ре­ди­те­лей Рос. об-ва по изу­че­нию Кры­ма, ор­га­ни­зо­вал дра­ма­тич. труп­пу.

Из­вест­ность Н. при­нес­ла его пер­вая пье­са «Де­ти Ва­ню­ши­на» (1901, 2-я ред. – 1907; эк­ра­ни­за­ции 1915, 1974), в ко­то­рой те­ма раз­ло­же­ния ку­печ. ук­ла­да по­ка­за­на че­рез кон­фликт от­цов и де­тей. Н. был зна­ком с М. Горь­ким, А. П. Че­хо­вым, И. А. Бу­ни­ным; уча­ст­во­вал в со­б­ра­ни­ях «Мо­с­ков­ской лит. сре­ды» Н. Д. Те­ле­шо­ва; пуб­ли­ко­вал­ся в сб-ках то­ва­ри­ще­ст­ва «Зна­ние». Для пьес Н., от­ра­зив­ших влия­ние Че­хо­ва и ев­роп. «но­вой дра­мы» ру­бе­жа 19–20 вв., ха­рак­тер­но со­че­та­ние пси­хо­ло­гич. на­пря­жён­но­сти и ан­ти­ме­щан­ско­го па­фо­са с ме­ло­дра­ма­тиз­мом (без­от­вет­ная влюб­лён­ность, се­мей­ный скан­дал, са­мо­убий­ст­во). В цен­тре боль­шин­ст­ва про­из­ве­де­ний до­ре­во­люц. пе­рио­да – судь­ба жен­щи­ны в бур­жу­аз­ном об­ще­ст­ве: пье­сы «Ав­доть­и­на жизнь» (пост. в 1904, опубл. в 1905), «Хо­ро­шень­кая», «Сте­ны» (обе пост. в 1907), «Ро­ман тёти Ани» (пост. в 1912), «Ра­бот­ни­ца» (пост. в 1915). В пье­сах «Блуд­ный сын» (др. назв. «Кто он?») и «Бо­га­тый че­ло­век» (обе 1903) со­ци­аль­ные про­ти­во­ре­чия по­ка­за­ны че­рез внутр. кон­фликт­ность и раз­дво­ен­ность ге­ро­ев. Окт. ре­во­лю­цию 1917 Н. вос­при­нял как кру­ше­ние обы­ва­тель­ско­го ми­ра. В пье­се-хро­ни­ке «Мо­ск­ва. Сце­ны из мо­с­ков­ской жиз­ни» (1928), пер­вой сов. пье­се о Ре­во­лю­ции 1905–07, – от­каз от ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­гич. ли­нии в поль­зу мас­со­вых па­те­тич. сцен. Па­те­ти­ка ещё бо­лее уси­ле­на в по­след­ней пье­се Н. «Не­уга­си­мый свет» (соч. 1922), где ре­во­лю­ция пред­ста­ёт ре­ли­ги­оз­но-мис­тич. дей­ст­вом.

Соч.: Пье­сы: В 2 т. СПб., 1904–1911; Де­ти Ва­ню­ши­на. М., 1955.

Лит.: «Де­ти Ва­ню­ши­на» на сце­не. Ста­тьи о дра­ме С. А. Най­де­но­ва и ее сце­ни­че­ской ис­то­рии. М., 1940; Чер­ны­шев А. А. Путь дра­ма­тур­га. С. А. Най­де­нов. М., 1977.

Вернуться к началу