Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

НЕОРОМАНТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 443

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НЕОРОМАНТИ́ЗМ (нем. Neuromantik, франц. néoromantisme, англ. neo-roman­ticism), ус­лов­ное на­име­но­ва­ние ря­да эс­те­тич. тен­ден­ций, офор­мив­ших­ся в ли­те­ра­ту­ре ев­роп. стран и США в кон. 19 – нач. 20 вв. как ре­ак­ция на на­ту­ра­лизм и по­зи­ти­ви­ст­скую сис­те­му цен­но­стей. Не сложив­шись в са­мо­сто­ят. те­че­ние, взаи­мо­дей­ст­во­вал с разл. ху­дож. на­прав­ле­ния­ми эпо­хи: им­прес­сио­низ­мом, сим­во­лиз­мом, не­оклас­си­циз­мом, экс­прес­сио­низ­мом, фу­ту­риз­мом, а так­же с от­ри­цае­мым на­ту­ра­лиз­мом. Ис­пы­тав­шие влия­ние идей А. Шо­пен­гау­эра, С. Кьер­ке­го­ра, Ф. Ниц­ше при­вер­жен­цы Н., пе­ре­ос­мыс­лив не­ко­то­рые прин­ци­пы ро­ман­тиз­ма (культ ин­ди­ви­дуа­лиз­ма, от­ри­ца­ние обы­ден­но­сти, тя­го­те­ние к мис­ти­ке и фан­та­сти­ке), об­ра­ти­лись к опи­са­нию жиз­ни, на­сы­щен­ной яр­ки­ми со­бы­тия­ми и эк­зо­тич. при­клю­че­ния­ми, со­пря­жён­ны­ми с опас­но­стя­ми, борь­бой со сти­хия­ми, вме­ша­тель­ст­вом сверхъ­ес­те­ст­вен­ных сил; ге­рой их про­из­ве­де­ний – не­за­уряд­ная, силь­ная лич­ность, час­то про­ти­во­стоя­щая об­ще­ст­ву.

Наи­бо­лее от­чёт­ли­во Н. про­явил­ся в лит-ре Ве­ли­ко­бри­та­нии (Э. Л. Вой­нич, Р. Ки­п­линг, А. К. Дойл, Дж. Кон­рад, Р. Л. Сти­вен­сон, Г. Р. Хаг­гард, Г. К. Чес­тер­тон и др.). В США дань Н. от­да­ли А. Бирс, Дж. Лон­дон, во Фран­ции – Э. Рос­тан, в Ис­па­нии – Ф. Гар­сия Лор­ка, в Ита­лии – С. Бе­нел­ли, Дж. Пас­коли, А. Фо­гац­ца­ро. В не­мец­коя­зыч­ной лит-ре чер­ты Н. при­су­щи про­из­ве­де­ни­ям В. Га­зенк­ле­ве­ра, Г. Га­упт­ма­на, С. Ге­ор­ге, Г. фон Гоф­ман­ста­ля, П. Хей­зе, Р. Хух и др.; в норв. лит-ре – К. Гам­су­на и Г. Иб­се­на. Нео­ро­ман­тич. тен­ден­ция­ми от­ме­че­ны чеш­ская (Я. Врхлиц­кий, Й. С. Ма­хар, А. Со­ва), вен­гер­ская (Е. Комь­я­ти, Ф. Моль­нар), поль­ская (С. Вы­спянь­ский, С. Пши­бы­шев­ский) лит-ры. В Рос­сии с Н. свя­за­но твор­че­ст­во Л. Н. Ан­д­рее­ва, К. Д. Баль­мон­та, З. Н. Гип­пи­ус, С. М. Го­ро­дец­ко­го, Д. С. Ме­реж­ков­ско­го, А. М. Ре­ми­зо­ва, ран­не­го М. Горь­ко­го и др.

В совр. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии (пре­им. анг­лоя­зыч­ном) тер­мин «Н.» час­то по­ни­ма­ет­ся рас­ши­ри­тель­но не толь­ко как со­во­куп­ность ху­дож. тен­ден­ций кон­крет­ной ис­то­рич. эпо­хи, но и как свой­ст­вен­ное мн. пи­са­те­лям 20 в. при­стра­стие к ро­ман­тич. иде­ям и об­раз­ам во­об­ще.

Лит.: Krzyżanowski J. Neoromantyzm polski 1890–1918. 3 wyd. Wrocław, 1980; Paradise lost: the neo-romantic imagination in Britain, 1935–55 / Ed. D. Mellor. L., 1987; Me­néndez On­rubia C., Avila Arellano J. El neor­ro­man­ti­cismo español y su época. Madrid, 1987; Wood­cock P. This enchanted isle: the neo-romantic vision from W. Blake to the new visionaries. Glastonbury, 2000; Лу­ков В. А. Фран­цуз­ский нео­ро­ман­тизм. М., 2009.

Вернуться к началу