Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАРНИ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 367

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

ПАРНИ́ (Parny) Эва­рист Де­зи­ре де Форж (de Forges), ше­ва­лье, за­тем ви­конт де (6.2.1753, Сен-Поль, о. Бур­бон, ны­не о. Ре­юнь­он – 5.12.1814, Па­риж), франц. по­эт, чл. Франц. ака­де­мии (1803). По окон­ча­нии кол­ле­жа г. Рен со­сто­ял на во­ен. служ­бе. В 1784–85 пу­те­ше­ст­во­вал по Ин­дии с во­ен. и ди­пло­ма­тич. мис­сия­ми. В 1785 вы­шел в от­став­ку, по­се­лил­ся в Па­ри­же. Ра­зо­рив­шись во вре­мя Вел. франц. ре­во­лю­ции, в 1790-е гг. был вы­ну­ж­ден по­сту­пить на гражд. служ­бу, а так­же за­ра­ба­ты­вать на жизнь лит. тру­дом.

Твор­че­ст­во П., ис­пы­тав­ше­го зна­чит. влия­ние Воль­те­ра, – яр­кий при­мер эво­лю­ции франц. по­эзии от клас­си­циз­ма к ро­ман­тиз­му. Пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние – «По­сла­ние к вос­став­шим в Бос­то­не» («Epitre aux insurgents de Bos­ton», 1777), по­свя­щён­ное борь­бе амер. ко­ло­ни­стов за не­за­ви­си­мость. Став­шие од­ной из вер­шин франц. «лёг­кой по­эзии» по­этич. сб-ки «Эро­ти­че­ские сти­хо­тво­рения» («Poésies érotiques», 1778), «По­эти­че­ские без­дел­ки» («Les opuscules poéti­ques», 1779), «Эле­гии» («Élégies», 1784) от­ли­ча­ют изя­ще­ст­во фор­мы, ла­ко­низм и афо­ри­стич­ность сти­ля, вир­ту­оз­ное обыг­ры­ва­ние эпи­ку­рей­ских мо­ти­вов, а так­же тон­кая эле­гич. ин­то­на­ция, стрем­ле­ние к не­по­сред­ст­вен­но­сти в пе­ре­да­че лю­бов­но­го чув­ст­ва. Ис­пол­нен­ный ан­ти­ко­ло­ни­аль­но­го па­фо­са сб. «Ма­да­га­скар­ские пес­ни» («Chansons madécas­ses», 1787; муз. об­ра­бот­ка М. Ра­ве­ля, 1925–26) – сре­ди пер­вых об­раз­цов сти­хо­тво­ре­ний в про­зе во франц. лит-ре. В «га­лант­ных» по­эмах «По­те­рян­ный рай» («Le paradis perdu»), «Биб­лей­ские лю­бов­ные ис­то­рии» [«Les galanteries de la Bible», обе из­да­ны в сб-ке под назв. «Ук­ра­ден­ный порт­фель» («Le porte­feuille volé», 1805)] П. в эро­тич. клю­че пе­ре­ос­мыс­лил ан­тич­ные ми­фы и биб­лей­ские ис­то­рии. Осо­бен­ный ус­пех сни­ска­ла на­пи­сан­ная 10-слож­ни­ком с не­ре­гу­ляр­ными риф­ма­ми и про­ник­ну­тая воль­но­дум­ст­вом ирои­ко­ми­че­ская по­эма в 10 пес­нях «Вой­на древ­них и но­вых бо­гов» («La guer­re des dieux anciens et mo­der­nes», 1799).

Ху­дож. на­сле­дие П. ока­за­ло боль­шое воз­дей­ст­вие на франц. по­эзию 19 в. – как на ро­ман­ти­ков (Ф. Р. де Ша­тоб­ри­ан, А. де Ла­мар­тин), так и мас­те­ров по­ли­тич. пам­фле­та (П. Ж. Бе­ран­же). Ус­вое­нию по­этич. об­раз­цов П. во мно­гом обя­зан рас­цвет жан­ра эле­гии в Рос­сии в нач. 19 в. Твор­че­ст­во П. вы­со­ко це­нил А. С. Пуш­кин; его пе­ре­во­ди­ли Е. А. Ба­ра­тын­ский, К. Н. Ба­тюш­ков (про­зван­ный А. С. Пуш­ки­ным в 1814 «рус­ским Пар­ни»), Д. В. Да­вы­дов, В. Л. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский и др.

Соч.: Вой­на бо­гов: По­эма в 10 пес­нях с эпи­ло­гом. Л., 1970; Фран­цуз­ская эле­гия XVIII– XIX вв. в пе­ре­во­дах по­этов пуш­кин­ской по­ры. М., 1989. С. 67–175; Œuvres com­plètes. P., 2010–.

Вернуться к началу