Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГО́НГОРА-И-АРГО́ТЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 394-395

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Устинова
Л. де Гонгора-и-Арготе. Портрет работы Д. Веласкеса. 1622. Музей изящных искусств (Бостон).

ГО́НГОРА-И-АРГО́ТЕ (Góngora y Argote) Лу­ис де (11.7.1561, Кор­до­ва – 23.5.1627, там же), исп. по­эт. Учил­ся в Са­ла­манк­ском ун-те (1576–80). В 1585 при­нял ду­хов­ный сан; ис­пол­нял обя­зан­но­сти ар­хи­диа­ко­на со­бо­ра Кор­до­вы, слу­жил в Мад­ри­де ко­ро­лев­ским ка­пел­ла­ном (1617–26). Пе­ча­тал­ся с 1580. Твор­че­ст­во Г.-и-А. ус­лов­но де­лит­ся на два пе­рио­да: до 1610 – «яс­ный» стиль; на­чи­ная с оды «На взя­тие Ла­ра­че» («A la toma de Larache», 1610–11) – «тём­ный» стиль (стрем­ле­ние к то­таль­ной ме­та­фо­ри­за­ции ми­ра и син­так­сич. экс­пе­ри­мен­там, иг­ра смы­слов, культ фор­мы, ри­то­рич. изо­щрён­ность). Это де­ле­ние хро­но­ло­ги­че­ски сов­па­да­ет со сме­ной в исп. лит-ре ре­нес­санс­ных тен­ден­ций ба­роч­ны­ми и со­от­вет­ст­ву­ет тра­ди­ции со­пос­тав­ле­ния «тьмы» и «све­та» у исп. мис­ти­ков и в ара­бо-ан­да­лус­ской по­эзии, влия­ние ко­то­рой на твор­че­ст­во Г.-и-А. весь­ма зна­чи­тель­но. «Тём­ный» стиль Г.-и-А. пред­став­лен в трёх боль­ших по­эмах: «Пре­да­ние о По­ли­фе­ме и Га­ла­тее» («La Fábula de Polifemo y Galatea», 1612–13), сю­жет ко­то­рой вос­хо­дит к «Одис­сее» Го­ме­ра и «Ме­та­мор­фо­зам» Ови­дия; «Уе­ди­не­ния по­лей» («Soledades de los campos», 1612–13) и «Уе­ди­не­ния бе­ре­гов» («So­le­dades de las riberas», 1614, не за­кон­чена), по­свя­щён­ные те­ме бег­ст­ва от хао­са совр. жиз­ни на ло­но при­ро­ды и от­разив­шие ос­мыс­ле­ние исп. куль­тур­ной эли­той от­кры­тия Аме­ри­ки. «Па­не­ги­рик гер­цо­гу Лер­мы» («El Panegírico al duque de Lerma», 1617) на­ря­ду с жиз­не­опи­са­ни­ем по­кро­ви­те­ля Г.-и-А., сыг­рав­ше­го зна­чит. роль в по­ли­тич. жиз­ни Ис­па­нии, со­дер­жит раз­мыш­ле­ния о смер­ти ко­ро­ля Фи­лип­па II и судь­бе стра­ны. По­эмы Г.-и-А. спро­воци­ро­ва­ли бур­ную по­ле­ми­ку (1620–1630-е гг.), в хо­де ко­то­рой при­вер­жен­цы «яс­но­го сти­ля» (Х. Мар­ти­нес де Хуа­ре­ги, Ф. де Ке­ве­до-и-Виль­е­гас, Тир­со де Мо­ли­на, Ло­пе Ф. де Ве­га Кар­пьо и др.) вы­сту­па­ли про­тив позд­ней ма­не­ры Г.-и-А. (по­лу­чив­шей на­зва­ние гон­го­риз­ма), но за­тем са­ми по­па­ли под его воз­дей­ст­вие. Сре­ди др. со­чи­не­ний: ок. 200 сти­хо­тво­ре­ний в тра­ди­ци­ях нар. исп. по­эзии; ок. 200 со­не­тов в ду­хе пет­рар­киз­ма; ко­ме­дии «Стой­кость Иза­бел­лы» («Las firmesas de Isabela», 1610) и «Док­тор Кар­ли­но» («El doctor Ca­rlino», 1613, не за­кон­че­на). По­эти­ка Г.-и-А. ока­за­ла влия­ние на за­ро­ж­де­ние сим­во­лиз­ма, а так­же на разл. те­че­ния исп. по­этич. аван­гар­да. Ин­те­рес к по­эзии Г.-и-А. воз­рос бла­го­да­ря по­этам по­ко­ле­ния 1927 го­да, на­звав­шим се­бя та­ким об­ра­зом в честь 300-лет­ней го­дов­щи­ны со дня смер­ти Г.-и-А. В Рос­сии со­чи­не­ния Г.-и-А. пуб­ли­ко­ва­лись с 1911; сре­ди пе­ре­во­дчи­ков – К. Д. Баль­монт.

Соч.: Ли­ри­ка. М., 1977; Obras completas. Madrid, 2000. Vol. 1–2.

Лит.: Beverley J. Aspects of Góngora’s «So­ledades». Amst., 1980; Alonso D. Estudios y ensayos gongorinos. Madrid, 1982; Vilanova A. Las fuentes y los temas del «Polifemo» de Góngora. Barcelona, 1992. Vol. 1–2; Cre­pús­cu­los pisan­do: once estudios sobre las «Sole­dades» de Luis de Gо́ngora. Perpignan, 1995; Da Gо́ngora a Gо́ngora. Pisa, 1997; Ус­ти­но­ва И.В. Лу­ис де Гон­го­ра-и-Ар­го­те и про­бле­мы ис­пан­ской ли­те­ра­ту­ры XVII в. М., 2005.

Вернуться к началу