ГОНЧАРО́В
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОНЧАРО́В Иван Александрович [6(18). 6.1812, Симбирск – 15(27).9.1891, C.-Петербург], рус. писатель, чл.-корр. Петерб. АН (с 1860). Из зажиточной купеч. семьи, сохранившей патриархальный уклад жизни. Учился в Моск. коммерч. уч-ще (1822–30); в 1830 для поступления в ун-т был уволен из купеч. звания; в 1834 окончил словесное отделение Моск. ун-та. Служил секретарём в канцелярии симбирского губернатора (1834 – апр. 1835), в Деп-те внешней торговли Мин-ва финансов (С.-Петербург) в качестве переводчика (1835). С лета 1835 домашний учитель в доме Н. А. Майкова (отца А. Н. Майкова и В. Н. Майкова), в лит.-худож. салоне которого Г. познакомился со многими писателями, журналистами; в рукописных журналах Майковых помещал стихи и повести шуточного содержания (в т. ч. «Лихая болесть», 1838; «Счастливая ошибка», 1839). В 1856–60 цензор Петерб. цензурного к-та; в 1862–1863 редактор газ. «Северная почта». С дек. 1857 по весну 1858 преподавал цесаревичу Николаю Александровичу рус. словесность. С 1863 на службе в Совете по делам книгопечатания; с 1865 в Совете Гл. управления по делам печати. В 1867 вышел в отставку в чине д. стат. сов. В 1876 Г. избран действит. чл. Общества любителей российской словесности при Моск. ун-те (поч. чл. с 1885).
Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847), принёсшем Г. известность, ярко проявилась способность преображать частные характеры и местные ситуации в «коренные» общечеловеческие типы и коллизии. В основе романа – извечный конфликт идеализма и рационально-прагматич. практицизма (находящий выражение в столкновении 20-летнего провинциала Александра Адуева, выпускника Моск. ун-та, и его 37-летнего дядюшки, столичного чиновника и предпринимателя Петра Ивановича). В этом противоборстве жизнепониманий, возрастов (молодости и зрелости), историч. формаций (патриархально-русской и новой, ориентированной на зап.-европ. модель) Г. не стоит на стороне ни одного из оппонентов, но поверяет каждого на соответствие гармонич. «норме» человеческого бытия, подлинной полноте жизни, выявляя в итоге их равно пагубную односторонность.
В качестве секретаря экспедиции под начальством адм. Е. В. Путятина Г. с 1852 по 1854 участвовал в кругосветном плавании на воен. корабле «Паллада». Путевые записки, появлявшиеся в периодике, составили кн. «Фрегат "Паллада"» (отд. изд., 1858) – уникальный образец «географического романа» (М. М. Бахтин), героями которого стали целые народы, страны и континенты. Г. не абсолютизирует к.-л. из нац. укладов (напр., наиболее развитой в пром. и торговом отношении Англии), но видит залог подлинного прогресса своей страны и всего человечества в синтезе самых разных начал человеческого бытия: делового и созерцательного, рационального и эмоционального, цивилизованного и «естественного».
В 1859 вышел в свет роман Г. «Обломов», сразу же признанный выдающимся худож. явлением (Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и др.). Его гл. герой – рус. дворянин Илья Ильич Обломов – стал архетипич. образом новой европ. лит-ры наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом. В центре романа – любовная и жизненная драма Обломова; основу конфликта составляет противопоставление идеалов жизни-покоя (созерцательность, нежелание любых перемен, пассивность, вплоть до полной апатии, воплощённые в Обломове) и жизни-движения (представленной образами Андрея Штольца и Ольги Ильинской). Синтез разных нац. и культурных компонентов явлен в образе Штольца, друга Обломова, унаследовавшего дисциплину упорного труда, самостоятельность, чувство долга от отца, немца, а духовное начало – от матери, рус. дворянки. Преодолев односторонность как нем. бюргерства (человека западного), так и рос. барства (человека восточного), Штольц ищет и находит «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа». Гончаровский идеал рус. женщины-христианки – Ольга Ильинская, осознавшая своё семейное и обществ. назначение как бесконечный труд души и ума.
В последнем романе Г. «Обрыв» (1869) в значительно большей степени, чем в «Обыкновенной истории» и «Обломове», на первый план вынесена тема любви. Сюжет романа драматизирован двумя конфликтами, навеянными рус. обществ. ситуацией 1860-х гг., но как всегда у Г. универсализированными: конфликтом отцов и детей (в котором представительнице патриархальной России – деспотичной, но доброй Татьяне Марковне Бережковой противостоят её внуки – художник-дилетант Борис Райский и Вера, самостоятельно ищущие свой жизненный путь), а также конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистич. и антихристианской (противопоставление Веры и Марка Волохова). Несовместимые идеологии конкретизированы в романе как полярно различные трактовки любви: «на срок», без каких бы то ни было нравств. обязательств, и в виде нераздельного с супружеством чувства взаимного долга.
Романы Г. построены на внешне простых, лишённых занимат. интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравств. устремления человека; в их основе – испытание гл. героев любовью. В целом для поэтики Г. характерна установка на масштабное обобщение. Средствами осмысления героев в широком историч., лит. и мифологич. контексте становятся многозначная семантика антропонимов, символизм деталей (халат и диван Обломова; чемодан Райского, беседка и часовня с ликом Спасителя в «Обрыве» и др.), сквозные мотивы (лежание и движение, квартира и дом, гора и равнина, огонь и угасание и т. п.) и др.
Среди др. произведений Г. – мемуары «Необыкновенная история» (опубл. в 1924) о творческих и личных отношениях с И. С. Тургеневым; «Заметки о личности Белинского» (1881), «В университете» (1887), «На родине» (1888); очерки «Литературный вечер» (1880), «Слуги старого века» (1888); лит.-критич. статьи – «Мильон терзаний» (1872), содержащая блестящий анализ «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Лучше поздно, чем никогда» (1879), посвящённая разбору собств. романов.