Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ГОТЬЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 555

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Толмачёв

ГОТЬЕ́ (Gautier) Тео­филь (31.8.1811, Тарб – 22.10.1872, Нёйи, близ Па­ри­жа), франц. по­эт, про­за­ик, кри­тик. Ро­дил­ся в се­мье чи­нов­ни­ка; не за­кон­чив ли­цей, по­свя­тил се­бя твор­че­ской дея­тель­но­сти. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт, при­вер­же­нец бай­ро­низ­ма, ли­те­ра­турной экс­цен­три­ки, эпи­ку­рей­ской чув­ст­вен­но­сти: сборник «Сти­хо­тво­ре­ния» («Poésies», 1830), по­эма «Аль­бер­тус» («Alber­tus», 1833). Про­сла­вил­ся ис­то­рич. ро­ма­ном «Ма­де­муа­зель де Мо­пен» («Mademoiselle de Maupin», 1835–36), где аван­тюр­но-эро­тич. сю­жет до­пол­нял­ся про­по­ве­дью ро­ман­тич. идей; в пре­ди­сло­вии к не­му Г. обос­но­вал идею ис­кус­ст­ва для ис­кус­ст­ва, про­ти­во­по­с­та­вив её со­ци­аль­ной ак­тив­но­сти и мо­ра­лиз­му В. Гю­го. По­пу­ляр­но­стью поль­зо­вал­ся ро­ман «Эль­до­ра­до, или Фор­ту­нио» («L’Eldorado ou Fortunio», 1837), по­ве­ст­вую­щий о по­ис­ках ро­ман­тич. «рая», па­ра­док­сах люб­ви. С 1836 Г. ак­тив­но за­ни­мал­ся жур­на­ли­сти­кой, пу­те­ше­ст­во­вал; ста­тьи о ли­те­ра­ту­ре, жи­во­пи­си, те­ат­ре, ба­ле­те, а так­же пу­те­вые очер­ки бы­ли со­б­ра­ны в кни­гах «Гро­те­ски» («Les Grotesques», 1844), «Со­вре­мен­ное ис­кус­ст­во» («L’Art moderne», 1852), «Ис­то­рия ро­ман­тиз­ма» («Histoire du roman­tisme», опубл. в 1874, рус. пер. 1972), «Пу­те­ше­ст­вие в Рос­сию» («Voyage en Russie», 1867, рус. пер. 1988) и др. По­сле сб-ков сти­хов «Ко­ме­дия смер­ти» («La comédie de la mort», 1838), «Ис­па­ния» («España», 1845) Г. вы­пус­тил свою наи­бо­лее зна­чи­тель­ную по­этич. кн. «Эма­ли и ка­меи» («Émaux et camées», 1852, 6-е ис­прав­лен­ное изд. – 1872, рус. пер. Н. С. Гу­ми­лё­ва, 1914; так­же из­вест­ны пер. В. Г. Бе­не­дик­то­ва, В. Я. Брю­со­ва, М. А. Во­ло­ши­на, Б. К. Лив­ши­ца и др.), со­стоя­щую из 47 ли­рич. ми­ниа­тюр, в кото­рых эк­зо­тич­ность, пла­стич­ность об­ра­зов со­че­та­ет­ся с че­кан­ным, сжа­тым сти­хом, прин­ци­пом «бес­стра­стия», позд­нее вос­тре­бо­ван­ным во Фран­ции по­эта­ми «Пар­на­са» и сим­во­ли­ста­ми. В 1868 написал про­грамм­ное пре­ди­сло­вие к но­вому изд. по­свя­щён­ных ему «Цве­тов зла» Ш. Бод­ле­ра. Тра­ди­ция ис­то­рич. «фан­та­зий», на­ме­чен­ная Г. в рас­ска­зах 1840-х гг., бы­ла раз­ви­та в «Ро­ма­не му­мии» («Le roman de la momie», 1858, рус. пер. 1911) и при­клю­чен­че­ском ро­ма­не «Ка­пи­тан Фра­касс» («Le capitaine Fracasse», 1863, рус. пер. 1895; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции).

Соч.: Избр. про­из­ве­де­ния: В 2 т. М., 1972; Œuvres complètes. Gen., 1978. Vol. 1–11; Эма­ли и ка­меи. М., 1989; Два ак­те­ра на од­ну роль. М., 1991; Œuvres complètes. P., 2003–. Vol. 1–.

Лит.: Grant R. B. Th. Gautier. Boston, 1975; Ubersfeld A. Th. Gautier. P., 1992; Court-Pérez F. Gautier, un romantique ironique. P., 1998; Lavaud M. Th. Gautier, militant du romantisme. P., 2001.

Вернуться к началу