Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДМИ́ТРИЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 122-123

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин
И. И. Дмитриев. Портрет работы неизвестного художника.

ДМИ́ТРИЕВ Иван Ива­но­вич [10(21).9.1760, с. Бо­го­род­ское Сыз­ран­ско­го у. Ка­зан­ской губ., ны­не с. Тро­иц­кое Сыз­ран­ско­го р-на Са­мар­ской обл. – 3(15).10.1837, Мо­ск­ва], рус. по­эт, гос. дея­тель, д. тайн. сов. (1819). Д. чл. Рос. ака­де­мии (1797). Дя­дя М. А. Дмит­рие­ва. Дво­ря­нин. В 1767–70 учил­ся в ча­ст­ных пан­сио­нах Ка­за­ни и Сим­бир­ска. Окон­чил Бла­го­род­ный пан­си­он при Моск. ун-те (1783). В 1774–96 на служ­бе в л.-гв. Се­мё­нов­ском пол­ку. В 1797–99 2-й то­ва­рищ мини­ст­ра уде­лов. Обер-про­ку­рор 3-го деп-та Се­на­та (1798–99). Мин. юс­ти­ции (1810–14). Чл. Гос. со­ве­та (1810). По его рас­по­ря­же­нию бы­ли уч­ре­ж­де­ны Ко­мис­сия для рас­смот­ре­ния пе­ре­во­дов Уло­же­ния груз. ца­ря Вах­тан­га VI За­ко­но­да­те­ля и Ко­мис­сия фин­лянд­ских дел, а так­же при­ня­ты ме­ры к ус­ко­ре­нию де­ло­про­из­вод­ст­ва и уст­ра­не­нию зло­упот­реб­ле­ний при чи­но­про­из­вод­ст­ве. Чл. Осо­бо­го ко­ми­те­та для вы­ра­бот­ки по­ста­нов­ле­ния о вве­де­нии эк­за­ме­нов при про­из­вод­ст­ве в чи­ны (1812–1813). Пред. «Ко­мис­сии для рас­смот­ре­ния просьб, по­да­вае­мых на вы­со­чай­шее имя от жи­те­лей, ра­зо­рён­ных не­при­яте­лем» (1816–19).

Пе­ча­тал­ся с 1777, од­на­ко при­об­рёл из­вест­ность бла­го­да­ря пуб­ли­ка­ци­ям в «Мо­с­ков­ском жур­на­ле» (1791–92) Н. М. Ка­рам­зи­на, чьим вер­ным со­рат­ни­ком не­из­мен­но яв­лял­ся впо­след­ст­вии. По­доб­но Ка­рам­зи­ну, ори­ен­ти­ру­ясь на вку­сы и ре­че­вой эти­кет об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва, Д. внёс в свои сти­хи ин­то­на­ции не­при­ну­ж­дён­ной свет­ской бе­се­ды. В бас­нях, где Д. ушёл от свой­ст­вен­ных пре­ж­де это­му жан­ру мо­ра­ли­за­тор­ст­ва и про­сто­на­род­ной гру­бо­сти сло­га, как и в его «сказ­ках» («Мод­ная же­на», 1792, и др.), на пер­вом пла­не – сам рас­сказ­чик, иро­нич­ный и ук­лон­чи­вый (эти чер­ты от­ра­зи­лись в «лу­ка­вой» ма­не­ре И. А. Кры­ло­ва, на­чав­ше­го пи­сать бас­ни в со­стя­за­нии с Д.). В са­ти­ре «Чу­жой толк» (1794), вы­смеи­вая сво­их лит. ан­та­го­ни­стов – ав­то­ров тор­жеств. од, Д., «хит­рый ли­рик» (А. С. Пуш­кин), так­же со­хра­ня­ет внеш­нее доб­ро­ду­шие. В собств. одах («Ер­мак», 1795; «Ос­во­бо­ж­де­ние Мо­ск­вы», 1797, и др.) Д. из­бе­га­ет «гром­ко­сти» и при­дер­жи­ва­ет­ся сред­не­го сло­га и уме­рен­ной эмо­ции: их «при­лич­нее на­звать ли­ри­че­ски­ми по­эма­ми, не­же­ли ода­ми» (П. А. Вя­зем­ский). Со­вре­мен­ни­ки це­ни­ли Д. за лёг­кость и изя­ще­ст­во сти­ля, за уме­ние ост­ро­ум­но и «при­ят­но» вы­ра­жать «обык­но­вен­ные мыс­ли». В нём ви­де­ли «клас­си­ка» с без­уко­риз­нен­ным вку­сом; эк­заль­ти­ро­ван­ная чув­ст­ви­тель­ность ему не бы­ла свой­ст­вен­на. О ми­ро­ощу­ще­нии эпо­хи сен­ти­мен­та­лиз­ма в твор­че­ст­ве Д. на­по­ми­на­ют лишь пес­ни, став­шие мод­ны­ми ро­ман­са­ми («Сто­нет си­зый го­лу­бо­чек…», «Ах! ко­гда б я пре­ж­де зна­ла…», «Ви­дел слав­ный я дво­рец…» и др.). Творч. путь Д., по су­ти, за­вер­шил­ся в 1803–05 из­да­ни­ем 3 то­мов «Со­чи­не­ний и пе­ре­во­дов» (пе­ре­из­да­но в 1810, 1814, 1818; с сокр. и пре­дисл. П. А. Вя­зем­ско­го – в 1823), но вплоть до 1820-х гг. он ещё иг­рал боль­шую роль в лит. жиз­ни как при­знан­ный мэтр, на­прав­ляю­щий из-за ку­лис ход лит. по­лемик. В 1825 Д. за­кон­чил ме­муа­ры («Взгляд на мою жизнь», опубл. в 1866), от­ли­чаю­щие­ся эмо­цио­наль­ной сдер­жан­но­стью и фак­тич. точ­но­стью.

На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Св. Алек­сан­д­ра Нев­ско­го (1810), Св. Вла­ди­ми­ра 1-й сте­пе­ни (1819) и др.

Соч.: Соч. СПб., 1893. Т. 1–2; Полн. собр. сти­хо­тво­ре­ний. Л., 1967; Соч. М., 1986.

Лит.: Вол­ков АА. О по­след­них днях жиз­ни И. И. Дмит­рие­ва // Мо­с­ков­ский на­блю­да­тель. 1837. № 10; Пись­ма Н. М. Ка­рам­зи­на к И. И. Дмит­рие­ву. СПб., 1866; [Вол­ков АФ.] Рус­ские пи­са­те­ли пер­вой чет­вер­ти XIX в. И. И. Дмит­ри­ев // Рус­ская ста­ри­на. 1890. № 6; Ку­прея­но­ва ЕН. Дмит­ри­ев и по­эты ка­рам­зин­ской шко­лы // Ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М.; Л., 1941. Т. 5. Ч. 1; Ви­но­гра­дов ВВ. Из на­блю­де­ний над язы­ком и сти­лем И. И. Дмит­рие­ва // Ма­те­риа­лы и ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка. М.; Л., 1949. Ч. 1; Бла­гой ДД. По­эзия И. И. Дмит­рие­ва // Бла­гой ДД. Ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры XVIII в. 4-е изд. М., 1960; Ва­цу­ро ВЭ. И. И. Дмит­ри­ев в ли­те­ра­тур­ных по­ле­ми­ках на­ча­ла XIX в. // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16.

Вернуться к началу