Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

МОПАССА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 83-84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Скуратовская

МОПАССА́Н (Maupassant) Ги (пол­ное имя Ан­ри Ре­не Аль­бер Ги) де (5.8.1850, за­мок Ми­ро­ме­ниль, близ Тру­ви­ля-сюр-Арк, деп-т Ниж­няя Се­на – 6.7.1893, Па­риж), франц. пи­са­тель. Отец М. – обед­нев­ший нор­манд­ский дво­ря­нин, ра­бо­тав­ший бир­же­вым мак­ле­ром, мать – из бур­жу­аз­ной се­мьи. Учил­ся в се­ми­на­рии; окон­чил ли­цей в Руа­не (1869). Обу­че­ние М. на юри­дич. ф-те ун-та Ка­на бы­ло пре­рвано фран­ко-прус­ской вой­ной 1870–1871 (при­зван в дей­ст­вую­щую ар­мию). Де­мо­би­ли­зо­вав­шись, пе­ре­ехал в Па­риж, в 1873–80 ра­бо­тал чи­нов­ни­ком в мор­ском мин-ве и мин-ве про­све­ще­ния. По про­тек­ции сво­его дя­ди по­зна­ко­мил­ся с Г. Фло­бе­ром, ко­то­рый стал его на­став­ни­ком в лит. мас­тер­ст­ве. Ран­нее твор­че­ст­во М. 1870-х гг. пред­став­ле­но эпи­гон­ской по­эзи­ей в ду­хе шко­лы «Пар­нас», со­б­ран­ной в кн. «Сти­хо­тво­ре­ния» («Des vers», изд. в 1880, с по­свя­ще­ни­ем Фло­бе­ру). В 1876 М., примк­нув к ме­дан­ской груп­пе, сбли­зил­ся с Э. Зо­ля и по­сле­до­ва­те­ля­ми на­ту­ра­лиз­ма. Ши­ро­кую из­вест­ность М. при­нёс опуб­ли­ко­ван­ный в кол­лек­тив­ном сб-ке груп­пы рас­сказ «Пыш­ка» («Boule de suif», 1879, изд. в 1880; эк­ра­ни­за­ция М. И. Ром­ма, 1934), став­ший од­ной из вер­шин франц. но­вел­ли­сти­ки 19 в. Вскры­вая хан­же­ст­во, ли­це­ме­рие и ма­ло­ду­шие франц. бур­жуа, М. пред­ста­вил в ка­че­ст­ве глав­ной ге­рои­ни про­сти­тут­ку, спас­шую от нем. тюрь­мы це­ной сво­его по­зо­ра спут­ни­ков по ди­ли­жан­су. За­яв­лен­ные в рас­ска­зе те­мы люб­ви и вой­ны ста­нут цен­траль­ны­ми в твор­че­ст­ве пи­са­те­ля. В 1881 М. под­ру­жил­ся с И. С. Тур­ге­не­вым, ко­то­рый ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­вал его про­из­ве­де­ния в Рос­сии. С 1891 М. стра­дал пси­хич. рас­строй­ством, в 1892 пы­тал­ся по­кон­чить с со­бой; умер в кли­ни­ке для ду­шев­но­боль­ных.

За де­ся­ти­ле­тие твор­че­ст­ва (1881–91) М. соз­дал св. 250 но­велл, 6 ро­ма­нов, 3 кни­ги пу­те­ше­ст­вий, а так­же ряд ста­тей, в т. ч. по­свя­щён­ных И. С. Тур­ге­не­ву, Г. Фло­бе­ру, Э. Зо­ля. Не­смот­ря на мно­го­числ. на­ту­ра­ли­стич. тен­ден­ции в сво­их про­из­ве­де­ни­ях (осо­бен­но ран­них), М. при­чис­лял се­бя к сто­рон­ни­кам реа­лиз­ма, о чём пи­сал в став­шей свое­об­раз­ным эс­те­тич. ма­ни­фе­стом ст. «Ро­ман», опуб­ли­ко­ван­ной как пре­ди­сло­вие к ро­ма­ну «Пьер и Жан» («Pierre et Jean», 1888, рус. пер. 1888). В по­ни­ма­нии М. реа­ли­стич. ме­тод со­сто­ит не в «фо­то­графи­ро­ва­нии» дей­ст­ви­тель­но­сти, но в её вос­про­из­ве­де­нии, ко­то­рое долж­но стать бо­лее пол­ным и убе­ди­тель­ным, чем са­ма ре­аль­ность. М. ут­вер­жда­ет пра­во пи­са­те­ля на от­бор зна­чи­мых фак­тов и де­та­лей, ко­то­рые, не те­ряя сво­его ча­ст­но­го ха­рак­те­ра, долж­ны пред­ста­вить все­об­щую за­ко­но­мер­ность. По­зи­ти­ви­ст­скую идею обу­слов­лен­но­сти че­ло­ве­че­ских по­ступ­ков тем­пе­ра­мен­том и влия­ни­ем сре­ды М. до­пол­нял за­им­ст­во­ван­ным у Фло­бе­ра при­ёмом ти­пи­за­ции.

Но­вел­ли­сти­ка М. от­ме­че­на прон­зи­тель­ным дра­ма­тиз­мом и глу­бо­ким пси­хо­ло­гич. ана­ли­зом: сб-ки «За­ве­де­ние Те­лье» («La maison Tellier», 1881, с по­свя­ще­ни­ем И. С. Тур­ге­не­ву), «Ма­де­муа­зель Фи­фи» («Mademoiselle Fifi», 1882), «Рас­ска­зы вальд­шне­па» («Contes de la bé­casse», 1883), «Сё­ст­ры Рон­до­ли» («Les sœ urs Rondoli», 1884), «Ивет­та» («Yvet­te», 1885), «Ма­лень­кая Рок» («La Peti­te Roque», 1886), «С ле­вой ру­ки» («La main gauche», 1889) и др. Опи­сы­вая все слои франц. об­ще­ст­ва, М. про­явил се­бя как вир­ту­оз­ный сти­лист, вос­про­из­во­дя­щий мель­чай­шие ню­ан­сы ари­сто­кра­тич. и про­сто­на­род­ной ре­чи с при­су­щи­ми им грам­ма­тич. обо­ро­та­ми и ин­то­нац. ри­сун­ком.

Глав­ная те­ма ро­ма­нов М. – ос­мыс­ле­ние ухо­дя­щей в про­шлое дво­рян­ской куль­ту­ры и ста­нов­ле­ние бур­жу­аз­ной мо­ра­ли. В ро­ма­не «Жизнь» («Une vie», 1883, рус. пер. 1883) М. пред­ста­вил бес­плод­ность и об­ре­чён­ность ро­ман­тич. ил­лю­зий в ус­ло­ви­ях по­бе­ж­даю­щей ка­пи­та­ли­стич. сис­те­мы цен­но­стей. Ро­ман «Ми­лый друг» («Bel-Аmi», 1885, рус. пер. 1885, опуб­ли­ко­ван в ж. «Вест­ник Ев­ро­пы» ра­нее франц. из­да­ния) во мно­гом про­дол­жа­ет тра­ди­ции О. де Баль­за­ка и по­свя­щён те­ме карь­ер­но­го рос­та мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, за­быв­ше­го все при­ли­чия и нравств. нор­мы. Об­ли­че­ние бур­жу­аз­но­го стя­жа­тель­ст­ва – в цен­тре ро­ма­на «Монт-Ори­оль» («Mont-Oriol», 1886, рус. пер. 1887).

С кон. 1880-х гг. в твор­че­ст­ве М. усили­ва­ют­ся пес­си­ми­стич. мо­ти­вы, на пер­вый план вы­хо­дят сю­же­ты, свя­зан­ные с мис­ти­кой и на­пол­нен­ные опи­са­ния­ми стра­да­ний: сб-ки но­велл «Ор­ля» («Le Ho­rlа̀», 1887), «Бес­по­лез­ная кра­со­та» («L’inutile beauté», 1890), ро­ма­ны «Силь­на как смерть» («Fort comme la mort», 1889, рус. пер. 1890), «На­ше серд­це» («Notre cœur», 1890, рус. пер. 1890) и др.

Твор­че­ст­во М. вы­со­ко це­ни­ли Л. Н. Тол­стой (вы­сту­пил так­же как его пе­ре­во­дчик), А. П. Че­хов и др.; боль­шин­ст­во про­из­ве­де­ний бы­ло пе­ре­ве­де­но на рус. яз. и из­да­но в 1880–90-х гг. Мн. про­из­ве­де­ния М. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 12 т. М., 1958; Contes et romans. P., 2001–. Vol. 1–13–.

Лит.: Да­ни­лин ЮИ. Жизнь и твор­че­ст­во Мо­пас­са­на. 2-е изд. М., 1968; Dumesnil R. G. de Maupassant. P., 1979; Troyat H. Mau­passant. P., 1989; Bryant D. The rhetoric of pessimism and strategies of containment in the short stories of G. de Maupassant. Lewiston, 1993; Ла­ну А. Мо­пас­сан. М., 1997; Mo­rand P. Vie de G. de Maupassant. P., 1998; Satiat N. Maupassant. P., 2003; Gregorio L. A. Mau­pas­sant’s fiction and the Darwinian view of life. N. Y.; Oxf., 2005; Grandadam E. Contes et nouvelles de Maupassant: pour une poétique du recueil. Mont-Saint-Aignan, 2007; Artini­an RW., Artinian A. Maupassant criticism: a centennial bibliography, 1880–1979. L., 1982.

Вернуться к началу