Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОДЬЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

НОДЬЕ́ (Nodier) Шарль (29.4.1780, Бе­зан­сон – 27.1.1844, Па­риж), франц. пи­са­тель, чл. Франц. ака­де­мии (1833). Ро­дил­ся в се­мье ад­во­ка­та. Изу­чал пра­во в Центр. шко­ле Бе­зан­со­на. С 1797 слу­жил в пуб­лич­ной б-ке Бе­зан­со­на. Вы­сту­пал про­тив ре­во­люц. тер­ро­ра, позд­нее – про­тив ре­жи­ма На­по­ле­о­на I. В 1812–13 со­труд­ник Гор. б-ки Люб­ля­ны, ре­дак­тор газ. «Téléraphe illyrien». В 1813 вер­нул­ся во Фран­цию, по­се­лил­ся в Па­ри­же, где в 1824 по­лу­чил долж­ность в Б-ке Ар­се­на­ла. Вхо­дил в кру­жок пи­са­те­лей-ро­ман­ти­ков «Се­накль» (сре­ди его уча­ст­ни­ков – В. Гю­го, А. В. де Ви­ньи).

В ран­ний пе­ри­од твор­че­ст­ва ис­пы­тал влия­ние нем. ро­ман­тиз­ма, а так­же фи­ло­со­фии Ж. Ж. Рус­со; про­по­ве­до­вал культ силь­ной, на­де­лён­ной «бла­го­род­ной ду­шой» лич­но­сти, про­ти­во­стоя­щей кос­но­му об­ще­ст­ву: ро­ман «Из­гнан­ни­ки» («Les proscrits», 1802), пси­хо­ло­гич. по­весть «Жи­во­пи­сец из Зальц­бур­га» («Peintre de Saltzbourg», 1803). В цен­тре ро­ма­на «Жан Сбо­гар» («Jean Sbogar», 1812, изд. в 1818, рус. пер. 1934) – ис­то­рия «че­ст­но­го раз­бой­ни­ка», жа­ж­ду­ще­го спра­вед­ли­во­сти и бро­саю­ще­го вы­зов об­ществ. ус­та­нов­ле­ни­ям. За­ни­ма­тель­ность по­ве­ст­во­ва­ния, на­пол­нен­но­го ро­ко­вы­ми стра­стя­ми, по­го­ня­ми и по­хи­ще­ния­ми, обес­пе­чи­ла ро­ма­ну ши­ро­кую по­пу­ляр­ность, в т. ч. в Рос­сии.

В 1820-е гг. уси­лил­ся ин­те­рес Н. к мис­ти­ке, опи­са­ни­ям ви­де­ний, кош­ма­ров: но­вел­лы «Смар­ра» («Smarra», 1821), «Триль­би» («Trilby», 1822), «Фея хлеб­ных кро­шек» («La fée aux miettes», 1832, рус. пер. 1996) и др. Сре­ди др. со­чи­нений: лит.-кри­тич. ста­тьи, в т. ч. эс­се «О фан­та­сти­че­ском в ли­те­ра­ту­ре» («Du fantastique en littérature», 1831), где фан­та­сти­ка (пре­им. раз­ви­ваю­щая фольк­лор­ные мо­ти­вы) пред­ста­ёт как один из спо­со­бов про­ти­во­стоя­ния ра­цио­на­лиз­му и ме­ха­ни­циз­му ев­роп. куль­ту­ры.

Соч.: Из­бран­ные про­из­ве­де­ния. М.; Л., 1960; Œuvres complètes. Gen.; P., 1998.

Лит.: Zaragoza G. C. Nodier, le dériseur sensé. P., 1992; Ochsner B. C. Nodier: Digressionen. Hdlb., 1998; Laisney V. L’Arsenal romantique: le salon de C. Nodier, 1824–1834. P., 2002; Dahan J.-R. Culture et écriture dans l’œuvre de C. Nodier. Dijon, 2003. Vol. 1–3; Larat J. Bibliographie critique des œuvres de C. Nodier: suivie de documents inédits. Gen., 1973.

Вернуться к началу