ПАНА́ЕВ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНА́ЕВ Иван Иванович [15(27).3.1812, С.-Петербург – 19.2(3.3).1862, там же], рус. писатель. Дворянин. Племянник В. И. Панаева и внучатый племянник Г. Р. Державина. Окончил Благородный пансион при С.-Петерб. ун-те (1830). С 1831 на службе в Деп-те гос. казначейства, в 1834–44 – в Деп-те нар. просвещения (с 1836 – в редакции «Журнала Министерства народного просвещения»).
Лит. взгляды П. сформировались под влиянием романтизма (в частности, В. Скотта, В. Гюго, А. А. Бестужева, Н. А. Полевого, Н. В. Кукольника). Дебютировал как поэт (не позднее 1828); в т. н. светских повестях разрабатывал романтич. мотив столкновения поэта с обществом: «Спальня светской женщины» (1835), «Она будет счастлива» (1836), «Сегодня и завтра» (1837) и др. В 1839 познакомился с В. Г. Белинским, общение с которым способствовало преодолению романтизма: повести в духе натуральной школы «Дочь чиновного человека» (1839), «Белая горячка» (1840). Острый критич. взгляд П. на рус. жизнь нашёл отражение в очерках «Петербургский фельетонист» (1841), «Литературная тля» (1843) и др., где выведен тип продажного и беспринципного журналиста; в близких к жанру физиологического очерка повестях «Онагр», «Барыня» (обе 1841), «Актеон» (1842) и «Барышня» (1844), с их отчётливо выраженной публицистичностью и стремлением к точной фиксации жизненных фактов, где сатирически представлено провинц. и столичное дворянство, создана галерея выразит. образов светских франтов, чиновников-карьеристов, помещиков-крепостников, провинц. барынь и барышень.
В 1847 П. вместе с Н. А. Некрасовым приступил к изданию обновлённого ж. «Современник» (с 1848 гл. редактор). Образ «лишнего человека» создан в повести «Родственники» (1847); в романе «Львы в провинции» (1852), цикле очерков-повестей «Опыты о хлыщах» (1854–1857), повести «Внук русского миллионера» (1858) продолжил обличение паразитич. существования привилегиров. сословий и попытался выявить истоки их нравств. деградации. Особой популярностью пользовались стихотв. пародии П. (некоторые из них в соавторстве с Некрасовым), подписанные псевд. Новый поэт и направленные против романтич., ура-патриотической и салонной поэзии, – сб. «Собрание стихотворений Нового поэта» (1855); образ Нового поэта – предтеча Козьмы Пруткова и др. пародийных лит. масок поэтов ж. «Искра». Под тем же псевдонимом в 1851–55 выступал в «Современнике» с ежемесячными обозрениями, где, развивая идеи В. Г. Белинского, отстаивал эстетич. принципы реализма, полемизировал с либеральными «Отечественными записками», с журналами славянофилов, представителями «эстетической» (А. В. Дружинин) и «органической» (А. А. Григорьев) критики, приветствовал появление произведений писателей-реалистов И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского и др. В цикле фельетонов «Петербургская жизнь. Заметки Нового поэта» (1855–61) отчёт о культурных событиях (концертах, праздниках, выставках, новых театральных постановках и др.) сочетался с критикой жизни столичной богемы, ростовщиков и финансовых авантюристов. Некоторые созданные П. образы приобрели нарицат. значение: «литературная тля», «хлыщ», «столичный лев», «моншеры» и др. Среди др. произведений: кн. «Литературные воспоминания» (не окончена; частично опубл. в 1861, полностью в 1876) о лит.-обществ. жизни Москвы и С.-Петербурга 1830–1850-х гг.; романы, рассказы, фельетоны, памфлеты, обозрения, рецензии.