Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́В

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 101

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Л. Коровин

ПЕТРО́В Ва­си­лий Пет­ро­вич [1736, Мо­ск­ва – 4(15).12.1799, с. Тро­иц­кое Ли­вен­ско­го у. Ор­лов­ской губ., ны­не сло­бо­да Бе­ло­ме­ст­ное Ли­вен­ско­го р-на Ор­лов­ской обл.], рус. по­эт, пе­ре­во­дчик, чл. Рос. ака­де­мии (1783). Сын свя­щен­ни­ка. В 1752–1760 учил­ся в Мо­ск­ве в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии, в 1761–67 пре­по­да­вал в ней. Со сту­денч. лет был дру­жен с Г. А. По­тём­ки­ным-Тав­ри­че­ским, позд­нее поль­зо­вал­ся его по­кро­ви­тель­ст­вом. Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1764. В 1766 по слу­чаю при­двор­но­го кос­тю­ми­ро­ван­но­го празд­ни­ка на­пи­сал «Оду на ве­лико­леп­ный ка­ру­сель, пред­став­лен­ный в Санкт-Пе­тер­бур­ге» (2-я ре­дак­ция под назв. «На ка­ру­сель», 1782), ко­то­рая сра­зу по­лу­чи­ла из­вест­ность и при­влек­ла к П. вни­ма­ние Ека­те­ри­ны II, объ­я­вив­шей его вско­ре «вто­рым Ло­мо­но­со­вым». В 1768 П. был при­гла­шён ко дво­ру в ка­че­ст­ве чте­ца им­пе­рат­ри­цы, в 1769 на­зна­чен пе­ре­во­дчи­ком при Ка­би­не­те Е. И. В. и биб­лио­те­ка­рем Эр­ми­таж­ной б-ки. В 1771 был ко­ман­ди­ро­ван в Лон­дон, где про­был до 1774; на об­рат­ном пу­ти по­се­тил Фран­цию, Ита­лию, Гер­ма­нию. В 1780 вы­шел в от­став­ку с чи­ном надв. со­вет­ни­ка и по­се­лил­ся в сво­ём име­нии Тро­иц­кое. При­жиз­нен­ное со­б­ра­ние сти­хо­тво­ре­ний П. вы­шло в 1782 (ч. 1).

П. – круп­ней­ший одо­пи­сец 2-й пол. 18 в., пре­ем­ник М. В. Ло­мо­но­со­ва и пред­ше­ст­вен­ник Г. Р. Дер­жа­ви­на. В 1770-х гг. П. – поч­ти офиц. при­двор­ный по­эт, вы­ра­зи­тель идей и пла­нов Ека­те­ри­ны II, в осо­бен­но­сти про­ек­та от­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля и вос­ста­нов­ле­ния Гре­ции. Оды П. по­свя­ще­ны в осн. во­ен. по­бе­дам и ус­пе­хам Рос­сии во внеш­ней по­ли­ти­ке: «На вой­ну с тур­ка­ми» (1769), «На по­бе­ды в Мо­рее» (1770), «По­эма на по­бе­ды <…> Ру­мян­це­ва…» (1771), «На за­клю­че­ние с От­то­ман­скою пор­тою ми­ра» (1775), «На взя­тие Оча­ко­ва» (1788), «На взя­тие Из­маи­ла», «На за­клю­че­ние ми­ра со Шве­ци­ею» (обе 1790), «На тор­же­ст­во ми­ра 1793 го­да», «На при­сое­ди­не­ние поль­ских об­лас­тей к Рос­сии» (обе 1793), «На взя­тие Вар­ша­вы» (1795) и др. На внутр. со­бы­тия П. от­кли­кал­ся ре­же: оды на ро­ж­де­ние вел. кня­зей Алек­сан­д­ра и Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­чей (1777, 1779), «На от­кры­тие гу­бер­нии в Мо­ск­ве» (1782) и др. Очень зна­чи­тель­ны оды П. «На кон­чи­ну кня­зя Г. А. По­тём­ки­на-Тав­ри­че­ско­го» (1791) и на смерть Ека­те­ри­ны II («Плач и уте­ше­ние Рос­сии к Е. И. В. Пав­лу Пер­во­му», 1796). От ло­мо­но­сов­ских од про­из­ве­де­ния П. от­ли­ча­ет боль­шее ко­ли­че­ст­во ме­та­фор и др. ри­то­рич. ук­ра­ше­ний при бо­лее строй­ной и ло­ги­че­ски по­сле­до­ва­тель­ной ком­по­зи­ции. П. поль­зу­ет­ся на­ме­рен­но ар­хаи­зи­ро­ван­ным «труд­ным» сло­гом: оби­лие ред­ких сла­вя­низ­мов и ус­лож­нён­ный син­так­сис долж­ны бы­ли со­от­вет­ст­во­вать важ­но­сти по­ли­тич. и ис­то­рио­соф­ской про­бле­ма­ти­ки од. П. об­но­вил стро­фи­ку тор­же­ст­вен­ной оды: на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми 10- и 12-сти­шия­ми 4-стоп­но­го ям­ба, он ис­поль­зо­вал «фи­гур­ные» стро­фы из сти­хов раз­ной дли­ны («Ода <…> Н. С. Морд­ви­но­ву», 1796, и др.). Мно­гие оды П. на­пи­са­ны «пин­да­ри­че­ски­ми триа­да­ми», со­став­лен­ны­ми из стро­фы, ан­ти­стро­фы и эпо­да (в т. ч. че­ты­ре оды к По­тём­ки­ну – 1775, 1777, 1778, 1782), а так­же ас­т­ро­фи­че­ским воль­ным ям­бом (пять по­след­них од, об­ра­щён­ных к Пав­лу I).

П. – ав­тор св. 20 сти­хотв. по­сла­ний, в т. ч. са­ти­ри­че­ских и ди­дак­ти­че­ских. Са­ти­ры П. от­ли­ча­ют­ся до­воль­но ост­рым и свое­об­раз­ным юмо­ром, на­ли­чи­ем ред­ких про­сто­реч­ных обо­ро­тов и гру­бо­ва­тых се­ми­нар­ских шу­ток. Та­ко­вы са­ти­рич. по­сла­ния «К… из Лон­до­на» (1772) и «К ве­ли­кой го­су­да­ры­не Ека­те­ри­не» («Про­сти, Мо­нар­хи­ня, я в мыс­лях по­те­рял­ся…», 1772 или 1773), ко­то­ры­ми П. от­ве­чал сво­им лит. не­дру­гам – сто­рон­ни­кам клас­си­ци­стич. «яс­но­сти» (А. П. Су­ма­ро­ков, В. И. Май­ков, Н. И. Но­ви­ков и др.), вы­смеи­вав­шим «на­пы­щен­ность» и не­удо­бо­по­нят­ность его ли­ри­ки. Гл. сво­им тру­дом П. счи­тал вы­пол­нен­ный алек­сан­д­рий­ским сти­хом пе­ре­вод «Энеи­ды» Вер­ги­лия (час­тич­но опубл. в 1770, пол­но­стью – в 1786). П. при­над­ле­жит так­же про­за­ич. пе­ре­вод пер­вых трёх пе­сен по­эмы «По­те­рян­ный рай» Дж. Миль­то­на (1777).

Соч.: Сочи­не­ния. М., 1811. Ч. 1–3; По­эты XVIII в. Л., 1972. Т. 1. С. 319–425.

Лит.: Шляп­кин И. А. В. П. Пет­ров, «кар­ман­ный» сти­хо­тво­рец Ека­те­ри­ны II: (По но­вым дан­ным) // Ис­то­ри­че­ский вест­ник. 1885. Т. 23. № 11; Гу­ков­ский Г. А. Пет­ров // Ис­то­рия рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1947. Т. 4. Ч. 2; Зо­рин А. Л. Кор­мя дву­гла­во­го ор­ла…: Ли­те­ра­ту­ра и го­су­дар­ст­вен­ная идео­ло­гия в Рос­сии в по­след­ней тре­ти XVIII – пер­вой тре­ти XIX в. М., 2004; Алек­сее­ва Н. Ю. Рус­ская ода: Раз­ви­тие оди­че­ской фор­мы в XVII–XVIII вв. СПб., 2005.

Вернуться к началу