Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПРУСТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 662-663

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

ПРУСТ (Proust) Мар­сель (10.7.1871, Па­риж – 18.11.1922, там же), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье вра­ча. На­чал пи­сать сти­хи и но­вел­лы во вре­мя учё­бы в ли­цее Кон­дор­се (1882–89). В 1890-х гг. учил­ся на юри­дич. от­де­ле­нии Сор­бон­ны, где по­се­щал лек­ции А. Берг­со­на. В 1890-е гг. пуб­ли­ко­вал ста­тьи о куль­тур­ной жиз­ни в пе­рио­ди­ке; в это же вре­мя на­чал со­чи­нять ро­ман о па­риж­ском об­ще­ст­ве (не за­вер­шён, изд. в 1952 под назв. «Жан Сан­тёй», «Jean Santeuil»). Пер­вая кни­га – «Уте­хи и дни» («Les plai­sirs et les jours», 1896, с пре­дисл. А. Фран­са, рус. пер. 1927), вклю­чив­шая сти­хо­тво­ре­ния в про­зе, лит. порт­ре­ты и но­вел­лы. С 1900 пуб­ли­ко­вал пас­ти­ши, па­ро­ди­рую­щие стиль О. де Баль­за­ка, Г. Фло­бе­ра, Ш. О. Сент-Бё­ва, А. де Ре­нье, брать­ев Гон­кур и др. (изд. в кн. «Пас­ти­ши и сме­си», «Pastiches et méla­n­ges», 1919); пе­ре­во­дил и ком­мен­ти­ро­вал эс­те­тич. трак­та­ты Дж. Рёс­ки­на, пи­сал лит.-кри­тич. ста­тьи (о Баль­за­ке, Фло­бе­ре и др.), а так­же эс­се, в ко­то­рых вы­сту­пал про­тив Сент-Бё­ва и его био­гра­фи­че­ско­го ме­то­да (изд. в 1954 под назв. «Про­тив Сент-Бё­ва», «Contre Sainte-Beuve»). С 1906 вёл уе­ди­нён­ный об­раз жиз­ни.

Гл. про­из­ве­де­ние П. – ро­ман­ный цикл из 7 час­тей «В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» («À la recherche du temps perdu»; пер­во­на­чаль­ное назв. – «Пе­ре­бои серд­ца», «Les intermittences du cœur»): «В сто­ро­ну Сва­на» («Du côté de chez Swann», 1913), «Под се­нью де­ву­шек в цве­ту» («A l’ombre des jeunes filles en fleur», 1919; Гон­ку­ров­ская пр., 1919), «У Гер­ман­тов» («Le côté de Guerman­tes», vol. 1–2, 1920–21), «Со­дом и Го­морра» («Sodome et Gomorrhe», vol. 1–2, 1921–22), «Плен­ни­ца» («La prison­nière», 1923), «Бег­лян­ка» («La fugitive», 1925), «Об­ре­тён­ное вре­мя» («Le temps ret­rouvé», 1927). В ро­ма­нах рас­сказ­чик уси­лия­ми «не­про­из­воль­ной» па­мя­ти, ана­ли­зи­руя и опи­сы­вая свой ду­шев­ный опыт, вы­зы­вае­мый слу­чай­ны­ми ас­со­циа­ция­ми, вос­соз­да­ёт дав­но за­бы­тые об­ра­зы лю­дей и ве­щей. Цикл пред­став­ля­ет со­бой аб­со­лют­но но­вый тип субъ­ек­тив­но­го по­ве­ст­во­ва­ния, це­ло­ст­ность ко­то­ро­го, по­доб­но му­зы­ке вы­со­ко це­ни­мо­го пи­са­те­лем Р. Ваг­не­ра, зи­ж­дет­ся на лейт­мо­ти­вах-ре­ми­нис­цен­ци­ях, на за­вя­зы­ва­нии ме­та­фо­рич. и ме­то­ни­че­ских свя­зей. Про­из­ве­де­ние П., со­че­таю­щее чер­ты пси­хо­ло­гич. ро­ма­на, эпо­пеи, ме­муа­ров, ав­то­био­гра­фии и др., в ко­то­ром сплав­ле­ны влия­ние ра­цио­на­лиз­ма 17 в. и фи­ло­со­фии ин­туи­ти­виз­ма, тра­ди­ции реа­лиз­ма и ро­ман­тиз­ма, сим­во­лиз­ма и им­прес­сио­низ­ма, в ко­то­ром пси­хо­ло­гич. на­блю­де­ния со­сед­ст­ву­ют с фи­лос. рас­су­ж­де­ния­ми, опи­са­ния при­ро­ды и про­из­ве­де­ний ис­кус­ст­ва – с бы­то­вы­ми и са­ти­рич. за­ри­сов­ка­ми, во мно­гом пред­вос­хи­ти­ло ху­дож. экс­пе­ри­мен­ты 20 в. Про­за П. бы­ла не­од­но­крат­но эк­ра­ни­зи­ро­ва­на: филь­мы «Лю­бовь Сва­на» (1984, реж. Ф. Шлён­дорф), «Об­ре­тён­ное вре­мя» (1999), «В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни» (2010) и др.; в 1974 Р. Пе­ти по­ста­вил ба­лет «Пруст, или Пе­ре­бои серд­ца». На рус. яз. про­из­ве­де­ния П. пе­ре­во­дят­ся с 1924.

Соч.: Á la recherche du temps perdu. P., 1987–1989. Vol. 1–4; В по­ис­ках ут­ра­чен­но­го вре­ме­ни: В 6 т. М., 1992–1993; Об­ре­тен­ное вре­мя. М., 1999; Пись­ма (1896–1921). М., 2002.

Лит.: Ан­д­ре­ев Л. Г. М. Пруст. М., 1968; Com­pagnon A. Proust entre deux siècles. P., 1989; Та­га­нов А. Н. Фор­ми­ро­ва­ние ху­до­же­ст­вен­ной сис­те­мы М. Пру­ста и фран­цуз­ская ли­тера­ту­ра на ру­бе­же XIX–XX вв. Ива­но­во, 1993; Kristeva J. Le temps sensible: Proust et l’ex­périence littéraire. P., 1994; Ма­мар­да­шви­ли М. Лек­ции о Пру­сте. М., 1995; Ре­вель Ж.-Ф. О Пру­сте. М., 1995; Tadié J.-Y. M. Proust. P., 1999. Vol. 1–2; М. Пруст в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. М., 2000; Fraisse L. La petite musique du style: Proust et ses sources littéraires. P., 2011; Ellison D. R. Proust et la tradition littéraire européenne. P., 2013; Де­лёз Ж. М. Пруст и зна­ки. СПб., 2014.

Вернуться к началу