Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 416-417

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. E. Махов (вводная часть, предромантизм в литературе)

ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ, пре­ро­ман­тизм (франц. préromantisme, англ. preroman­ti­cism, нем. Vorromantik), ком­плекс идей­но-сти­ле­вых тен­ден­ций в куль­ту­ре ев­ро­пей­ских стран и США 18 в., под­го­то­вив­ших по­яв­ле­ние ро­ман­тиз­ма. По­ня­тие П., вве­дён­ное в нач. 20 в. франц. ли­те­ра­ту­ро­ве­да­ми Д. Мор­не и П. Ван Ти­ге­мом, обос­но­вы­ва­ло не­об­хо­ди­мость эво­люц. под­хо­да к ро­ман­тиз­му, ко­то­рый, по мне­нию сто­рон­ни­ков кон­цеп­ции П., воз­ник не из «ре­во­лю­ци­он­но­го» от­ри­ца­ния про­све­ти­тель­ско­го ра­цио­на­лиз­ма, но в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го раз­ви­тия ир­ра­цио­на­ли­стич. и мис­тич. тен­ден­ций, со­су­ще­ст­во­вав­ших в 18 в. с идея­ми ра­зу­ма. Фи­лос. ос­но­ву П. со­ста­ви­ли, с од­ной сто­ро­ны, вы­дви­же­ние «ес­те­ст­вен­но­сти» и на­род­но-ар­ха­ич. «пер­во­здан­но­сти» на роль куль­тур­ных до­ми­нант в кон­цеп­ци­ях Ж. Ж. Рус­со и И. Г. Гер­де­ра, а с дру­гой – мис­тич. уст­рем­лён­ность к транс­цен­дент­но­му в уче­ни­ях идео­ло­га дви­же­ния «Бу­ря и на­тиск» И. Г. Га­ма­на, ни­дерл. фи­ло­со­фа Ф. Гем­стер­гей­са, франц. мис­ти­ка Л. К. Сен-Мар­те­на. В пер­вом слу­чае на­уч­но-тео­ре­тич. по­зна­нию про­ти­во­пос­тав­ля­лась не­по­сред­ст­вен­ная дан­ность «ес­те­ст­вен­но­го» чув­ст­ва, в ко­то­ром че­ло­ве­ку от­кры­ва­ют­ся как его соб­ст­вен­ные глу­би­ны, так и сам Бог; во вто­ром – иде­ал зем­но­го сча­стья за­сло­нял­ся мис­тич. пред­став­ле­ни­ем о че­ло­ве­ке как «за­ро­ды­ше» бу­ду­щей жиз­ни, ис­тин­ный смысл ко­то­ро­го рас­кро­ет лишь смерть. В эс­те­тич. тео­ри­ях П. [трак­та­ты «О влия­нии и ис­поль­зо­ва­нии фан­та­зии» И. Я. Бод­ме­ра и И. Я. Брей­тин­ге­ра (1727), «Фи­ло­соф­ское ис­сле­до­ва­ние о про­ис­хо­ж­де­нии на­ших идей воз­вы­шен­но­го и пре­крас­но­го» Э. Бёр­ка (1757), «Мыс­ли об ори­ги­наль­ном твор­че­ст­ве» Э. Юн­га (1759); тру­ды Г. Э. Лес­син­га, Гер­де­ра, Рус­со] бы­ло вы­ра­бо­та­но пред­став­ле­ние о во­об­ра­же­нии и ге­нии как глав­ных дви­жу­щих си­лах твор­че­ст­ва; об­ре­ли са­мо­стоя­тель­ность ка­те­го­рии «воз­вы­шен­но­го» и «чу­дес­но­го».

В ли­те­ра­ту­ре мысль об из­на­чаль­ном «при­ми­тив­ном» язы­ке че­ло­ве­че­ст­ва как ис­тин­ной, иде­аль­ной по­эзии, раз­витая И. Г. Га­ма­ном и И. Г. Гер­де­ром, сти­му­ли­ро­ва­ла ин­те­рес к по­этич. ар­хаике и нар. твор­че­ст­ву (из­да­ние шотл. и англ. бал­лад в сб. «Па­мят­ни­ки ста­рин­ной анг­лий­ской по­эзии» Т. Пер­си, 1765; пуб­ли­ка­ции сканд. лит. па­мят­ни­ков П. Мал­ле, рус. бы­лин и ис­то­рич. пе­сен – в сб. «Древ­ние рус­ские сти­хо­тво­ре­ния» Кир­ши Да­ни­ло­ва, 1804).

Ха­рак­тер­ные жан­ры лит-ры П. – сен­ти­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ро­ман и по­весть (А. Ф. Пре­во, Ж. Ж. Рус­со, Ж. А. Бер­нар­ден де Сен-Пьер, Л. Стерн, С. Ри­чард­сон, И. В. Гё­те, Н. М. Ка­рам­зин); го­ти­че­ский ро­ман и «де­мо­но­ло­ги­че­ская» по­весть («Влюб­лён­ный дья­вол» Ж. Ка­зо­та, 1772); слёз­ная ко­ме­дия и ме­ло­дра­ма; клад­би­щен­ская по­эзия; ме­ди­та­тив­но-фи­ло­соф­ская и ре­лиг. ли­ри­ка, по­лучив­шая осо­бое раз­ви­тие в Гер­ма­нии (Б. X. Бро­кес, А. фон Гал­лер, Н. Л. фон Цин­цен­дорф, Ф. Г. Клоп­шток). Убе­ж­де­ние, что сель­ская жизнь бли­же, чем го­род­ская, к Бо­гу и при­ро­де – двум клю­че­вым по­ня­ти­ям П., при­ве­ло к ши­ро­кому рас­про­стра­не­нию жан­ра идил­лии (Гал­лер, С. Гес­нер, Э. К. фон Клейст, Дж. Том­сон, Т. Грей, О. Голд­смит, Р. Бёрнс, И. Г. Фосс). Ге­рой П., про­ник­ну­тый ре­лиг. эн­ту­зи­аз­мом и вос­тор­гом пе­ред при­ро­дой, мо­жет бла­го­по­луч­но вы­страи­вать своё се­мей­ное сча­стье (как Па­ме­ла в од­но­им. ро­ма­не Ри­чард­со­на, 1740), гиб­нуть, за­щи­щая свой иде­ал доб­ро­де­те­ли (Вир­ги­ния в «По­ле и Вир­ги­нии» Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, 1788), по­гру­жать­ся в тай­ны по­тус­то­рон­не­го и де­мо­ни­че­ско­го (в клад­би­щен­ской по­эзии и го­тич. ро­ма­не), од­на­ко он все­гда сле­ду­ет го­ло­су «чув­ст­ва», ко­то­рое в П. ещё не всту­па­ет в ост­рый кон­фликт с ра­зу­мом, как это про­изой­дёт в эпо­ху ро­ман­тиз­ма.

В об­лас­ти по­эти­ки пред­ста­ви­те­ли П. пы­та­лись пе­ре­ос­мыс­лить тра­диц. жан­ры и фор­мы, ли­бо мо­дер­ни­зи­руя их (тра­ге­дии, на­пи­сан­ные по­лу­бы­то­вым про­за­ич. язы­ком, в твор­че­ст­ве пи­са­те­лей «Бу­ри и на­тис­ка»; про­за­ич. идил­лия у Гес­не­ра), ли­бо, на­про­тив, вно­ся в них мо­мент ар­хаи­ки и «пер­во­быт­ной» на­род­но­сти (греч. мет­ри­ка и сво­бод­ные «рап­со­ди­че­ские» рит­мы в одах Ф. Г. Клоп­што­ка; сти­ли­за­ция нар. бал­ла­ды у Г. А. Бюр­гера, ар­хаи­зи­рую­щие мис­ти­фи­ка­ции Т. Чат­тер­то­на, Дж. Мак­фер­со­на).

По­ня­тие П., вклю­чаю­щее в се­бя ряд раз­но­род­ных яв­ле­ний, ос­та­ёт­ся спор­ным и рас­плыв­ча­тым, вплоть до от­ри­ца­ния П. как це­ло­ст­но­го яв­ле­ния. Дис­кус­си­он­но и со­от­но­ше­ние П. с сен­ти­мен­та­лиз­мом: ес­ли П. Ван Ти­гем трак­ту­ет сен­ти­мен­та­лизм как один из при­зна­ков П., то др. ис­сле­до­ва­те­ли ви­дят в сен­ти­мен­та­лиз­ме пред­ше­ст­вую­щую П. сту­пень лит. эво­лю­ции.

Предромантизм. Замок писателя Х. Уолпола в его поместье Строберри-Хилл (ныне в Лондоне). Перестроен в 1753–76 по замыслу Х. Уолпола (архитекторы Дж. Чут, Р. Бентли, Р. Адам, Дж. Эссекс, И. Х. Мюнц). ... Фото Chiswick Chap
Предромантизм. И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». Ок. 1782. Музей И. В. Гёте (Франкфурт-на-Майне).

В ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве П. не яв­ля­ет­ся це­ло­ст­ным и са­мо­сто­ят. яв­ле­ни­ем. Ус­лов­но его свя­зы­ва­ют с пред­вос­хи­ще­ни­ем в твор­че­ст­ве ря­да мас­те­ров клас­си­циз­ма 18 – нач. 19 вв. и сен­ти­мен­та­лиз­ма отд. приё­мов, из­люб­лен­ных тем, сю­же­тов и об­ра­зов ро­ман­тиз­ма. Так, к П. мож­но от­не­сти яв­ле­ние, по­лу­чив­шее в анг­лоя­зыч­ных стра­нах назв. Gothic Survival («пе­ре­жит­ки го­ти­ки»), пред­ше­ст­во­вав­шее нео­го­ти­ке 19 в. и тес­ным об­ра­зом свя­зан­ное с пе­ре­оцен­кой в 18–19 вв. ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья, ста­нов­ле­ни­ем ме­дие­ви­сти­ки как нау­ки. В 18 в. сво­бод­ные фан­та­зии «в го­ти­че­ском сти­ле» соз­да­ва­ли ар­хи­тек­то­ры Дж. Ван­бру, Дж. Гиббс, У. Кент и др. (в Ве­ли­ко­бри­та­нии), Й. Эфф­нер, Ф. В. Эр­манс­дорф, Х. К. Юс­сов (в Гер­ма­нии), Ф. Йе­гер (в Ав­ст­рии) и др. В ут­вер­жде­нии и рас­про­стра­не­нии этой мо­ды в уса­деб­ной ар­хи­тек­ту­ре зна­чит. роль при­над­ле­жа­ла англ. пи­са­те­лям Х. Уол­по­лу, У. Бек­фор­ду, позд­нее В. Скот­ту, при­ни­мав­шим уча­стие в соз­да­нии про­ек­тов сво­их за­го­род­ных «зам­ков». Тен­ден­ции П. ощу­ти­мы и в са­до­во-пар­ко­вом иск-ве 18 в. (ланд­шафт­ный парк с па­виль­о­на­ми, ис­кусств. руи­на­ми, кас­ка­да­ми и т. д.) – в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии (напр., спла­ни­ро­ван­ные Ч. Ка­ме­ро­ном парк в Пав­лов­ске, В. И. Ба­же­но­вым – под­мос­ков­ная усадь­ба Ца­ри­цы­но) и др. стра­нах. К пред­ста­ви­те­лям П. от­но­сят так­же ху­дож­ни­ков, ис­поль­зо­вав­ших при­ё­мы «фан­та­зий­но­сти», при­хот­ли­вое сме­ше­ние ре­аль­но­го и во­об­ра­жае­мо­го (ка­прич­чио Ф. Гвар­ди, Дж. Б. Пи­ра­не­зи, Ю. Ро­бе­ра, пóзднее твор­че­ст­во Ф. Гойи, сце­но­гра­фия П. ди Г. Гон­за­го), мис­тич. ви­зио­нер­ст­во (И. Г. Фюс­ли, У. Блейк), по­эти­за­цию при­ро­ды (напр., Т. Гейнс­бо­ро, Се­мён Ф. Щед­ри­на), ак­цен­ти­ро­ва­ние её не­обыч­ных со­стоя­ний (К. Ж. Вер­не и др.) и рас­кры­тие её эмо­цио­наль­ных свя­зей с че­ло­ве­ком (П. П. Прю­дон, А. Ж. Гро и др.).

Лит.: Mornet D. Romantisme en France au XVIII siècle. P., 1912; Van Tieghem P. Le préromantisme. P., 1924–1947. Vol. 1–3; Bin­ni W. Preromantismo italiano. Napоli, 1947; Le préromantisme: Hypothèque ou hypothèse? P., 1975; Arnaud P., Raimond J. Le préro­mantisme anglais. P., 1980; Ту­ра­ев С. В. От Про­све­ще­ния к ро­ман­тиз­му. М., 1983; Ла­ды­гин М. Б. Пред­ро­ман­тизм в ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре. М., 2000; Со­ловь­е­ва Н. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры: Пред­ро­ман­тизм. М., 2005; Лу­ков В. А. Пред­ро­ман­тизм. М., 2006.

Вернуться к началу