Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 416-417

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. E. Махов (вводная часть, предромантизм в литературе)

ПРЕДРОМАНТИ́ЗМ, пре­ро­ман­тизм (франц. préromantisme, англ. preroman­ti­cism, нем. Vorromantik), ком­плекс идей­но-сти­ле­вых тен­ден­ций в куль­ту­ре ев­ро­пей­ских стран и США 18 в., под­го­то­вив­ших по­яв­ле­ние ро­ман­тиз­ма. По­ня­тие П., вве­дён­ное в нач. 20 в. франц. ли­те­ра­ту­ро­ве­да­ми Д. Мор­не и П. Ван Ти­ге­мом, обос­но­вы­ва­ло не­об­хо­ди­мость эво­люц. под­хо­да к ро­ман­тиз­му, ко­то­рый, по мне­нию сто­рон­ни­ков кон­цеп­ции П., воз­ник не из «ре­во­лю­ци­он­но­го» от­ри­ца­ния про­све­ти­тель­ско­го ра­цио­на­лиз­ма, но в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го раз­ви­тия ир­ра­цио­на­ли­стич. и мис­тич. тен­ден­ций, со­су­ще­ст­во­вав­ших в 18 в. с идея­ми ра­зу­ма. Фи­лос. ос­но­ву П. со­ста­ви­ли, с од­ной сто­ро­ны, вы­дви­же­ние «ес­те­ст­вен­но­сти» и на­род­но-ар­ха­ич. «пер­во­здан­но­сти» на роль куль­тур­ных до­ми­нант в кон­цеп­ци­ях Ж. Ж. Рус­со и И. Г. Гер­де­ра, а с дру­гой – мис­тич. уст­рем­лён­ность к транс­цен­дент­но­му в уче­ни­ях идео­ло­га дви­же­ния «Бу­ря и на­тиск» И. Г. Га­ма­на, ни­дерл. фи­ло­со­фа Ф. Гем­стер­гей­са, франц. мис­ти­ка Л. К. Сен-Мар­те­на. В пер­вом слу­чае на­уч­но-тео­ре­тич. по­зна­нию про­ти­во­пос­тав­ля­лась не­по­сред­ст­вен­ная дан­ность «ес­те­ст­вен­но­го» чув­ст­ва, в ко­то­ром че­ло­ве­ку от­кры­ва­ют­ся как его соб­ст­вен­ные глу­би­ны, так и сам Бог; во вто­ром – иде­ал зем­но­го сча­стья за­сло­нял­ся мис­тич. пред­став­ле­ни­ем о че­ло­ве­ке как «за­ро­ды­ше» бу­ду­щей жиз­ни, ис­тин­ный смысл ко­то­ро­го рас­кро­ет лишь смерть. В эс­те­тич. тео­ри­ях П. [трак­та­ты «О влия­нии и ис­поль­зо­ва­нии фан­та­зии» И. Я. Бод­ме­ра и И. Я. Брей­тин­ге­ра (1727), «Фи­ло­соф­ское ис­сле­до­ва­ние о про­ис­хо­ж­де­нии на­ших идей воз­вы­шен­но­го и пре­крас­но­го» Э. Бёр­ка (1757), «Мыс­ли об ори­ги­наль­ном твор­че­ст­ве» Э. Юн­га (1759); тру­ды Г. Э. Лес­син­га, Гер­де­ра, Рус­со] бы­ло вы­ра­бо­та­но пред­став­ле­ние о во­об­ра­же­нии и ге­нии как глав­ных дви­жу­щих си­лах твор­че­ст­ва; об­ре­ли са­мо­стоя­тель­ность ка­те­го­рии «воз­вы­шен­но­го» и «чу­дес­но­го».

В ли­те­ра­ту­ре мысль об из­на­чаль­ном «при­ми­тив­ном» язы­ке че­ло­ве­че­ст­ва как ис­тин­ной, иде­аль­ной по­эзии, раз­витая И. Г. Га­ма­ном и И. Г. Гер­де­ром, сти­му­ли­ро­ва­ла ин­те­рес к по­этич. ар­хаике и нар. твор­че­ст­ву (из­да­ние шотл. и англ. бал­лад в сб. «Па­мят­ни­ки ста­рин­ной анг­лий­ской по­эзии» Т. Пер­си, 1765; пуб­ли­ка­ции сканд. лит. па­мят­ни­ков П. Мал­ле, рус. бы­лин и ис­то­рич. пе­сен – в сб. «Древ­ние рус­ские сти­хо­тво­ре­ния» Кир­ши Да­ни­ло­ва, 1804).

Ха­рак­тер­ные жан­ры лит-ры П. – сен­ти­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские ро­ман и по­весть (А. Ф. Пре­во, Ж. Ж. Рус­со, Ж. А. Бер­нар­ден де Сен-Пьер, Л. Стерн, С. Ри­чард­сон, И. В. Гё­те, Н. М. Ка­рам­зин); го­ти­че­ский ро­ман и «де­мо­но­ло­ги­че­ская» по­весть («Влюб­лён­ный дья­вол» Ж. Ка­зо­та, 1772); слёз­ная ко­ме­дия и ме­ло­дра­ма; клад­би­щен­ская по­эзия; ме­ди­та­тив­но-фи­ло­соф­ская и ре­лиг. ли­ри­ка, по­лучив­шая осо­бое раз­ви­тие в Гер­ма­нии (Б. X. Бро­кес, А. фон Гал­лер, Н. Л. фон Цин­цен­дорф, Ф. Г. Клоп­шток). Убе­ж­де­ние, что сель­ская жизнь бли­же, чем го­род­ская, к Бо­гу и при­ро­де – двум клю­че­вым по­ня­ти­ям П., при­ве­ло к ши­ро­кому рас­про­стра­не­нию жан­ра идил­лии (Гал­лер, С. Гес­нер, Э. К. фон Клейст, Дж. Том­сон, Т. Грей, О. Голд­смит, Р. Бёрнс, И. Г. Фосс). Ге­рой П., про­ник­ну­тый ре­лиг. эн­ту­зи­аз­мом и вос­тор­гом пе­ред при­ро­дой, мо­жет бла­го­по­луч­но вы­страи­вать своё се­мей­ное сча­стье (как Па­ме­ла в од­но­им. ро­ма­не Ри­чард­со­на, 1740), гиб­нуть, за­щи­щая свой иде­ал доб­ро­де­те­ли (Вир­ги­ния в «По­ле и Вир­ги­нии» Бер­нар­де­на де Сен-Пье­ра, 1788), по­гру­жать­ся в тай­ны по­тус­то­рон­не­го и де­мо­ни­че­ско­го (в клад­би­щен­ской по­эзии и го­тич. ро­ма­не), од­на­ко он все­гда сле­ду­ет го­ло­су «чув­ст­ва», ко­то­рое в П. ещё не всту­па­ет в ост­рый кон­фликт с ра­зу­мом, как это про­изой­дёт в эпо­ху ро­ман­тиз­ма.

В об­лас­ти по­эти­ки пред­ста­ви­те­ли П. пы­та­лись пе­ре­ос­мыс­лить тра­диц. жан­ры и фор­мы, ли­бо мо­дер­ни­зи­руя их (тра­ге­дии, на­пи­сан­ные по­лу­бы­то­вым про­за­ич. язы­ком, в твор­че­ст­ве пи­са­те­лей «Бу­ри и на­тис­ка»; про­за­ич. идил­лия у Гес­не­ра), ли­бо, на­про­тив, вно­ся в них мо­мент ар­хаи­ки и «пер­во­быт­ной» на­род­но­сти (греч. мет­ри­ка и сво­бод­ные «рап­со­ди­че­ские» рит­мы в одах Ф. Г. Клоп­што­ка; сти­ли­за­ция нар. бал­ла­ды у Г. А. Бюр­гера, ар­хаи­зи­рую­щие мис­ти­фи­ка­ции Т. Чат­тер­то­на, Дж. Мак­фер­со­на).

По­ня­тие П., вклю­чаю­щее в се­бя ряд раз­но­род­ных яв­ле­ний, ос­та­ёт­ся спор­ным и рас­плыв­ча­тым, вплоть до от­ри­ца­ния П. как це­ло­ст­но­го яв­ле­ния. Дис­кус­си­он­но и со­от­но­ше­ние П. с сен­ти­мен­та­лиз­мом: ес­ли П. Ван Ти­гем трак­ту­ет сен­ти­мен­та­лизм как один из при­зна­ков П., то др. ис­сле­до­ва­те­ли ви­дят в сен­ти­мен­та­лиз­ме пред­ше­ст­вую­щую П. сту­пень лит. эво­лю­ции.

Предромантизм. И. Г. Фюсли. «Ночной кошмар». Ок. 1782. Музей И. В. Гёте (Франкфурт-на-Майне).
Фото Chiswick Chap Предромантизм. Замок писателя Х. Уолпола в его поместье Строберри-Хилл (ныне в Лондоне). Перестроен в 1753–76 по замыслу Х. Уолпола (архитекторы Дж. Чут, Р. Бентли, Р. Адам, Дж. Эссекс, И. Х. Мюнц). ...

В ар­хи­тек­ту­ре и изо­бра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве П. не яв­ля­ет­ся це­ло­ст­ным и са­мо­сто­ят. яв­ле­ни­ем. Ус­лов­но его свя­зы­ва­ют с пред­вос­хи­ще­ни­ем в твор­че­ст­ве ря­да мас­те­ров клас­си­циз­ма 18 – нач. 19 вв. и сен­ти­мен­та­лиз­ма отд. приё­мов, из­люб­лен­ных тем, сю­же­тов и об­ра­зов ро­ман­тиз­ма. Так, к П. мож­но от­не­сти яв­ле­ние, по­лу­чив­шее в анг­лоя­зыч­ных стра­нах назв. Gothic Survival («пе­ре­жит­ки го­ти­ки»), пред­ше­ст­во­вав­шее нео­го­ти­ке 19 в. и тес­ным об­ра­зом свя­зан­ное с пе­ре­оцен­кой в 18–19 вв. ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья, ста­нов­ле­ни­ем ме­дие­ви­сти­ки как нау­ки. В 18 в. сво­бод­ные фан­та­зии «в го­ти­че­ском сти­ле» соз­да­ва­ли ар­хи­тек­то­ры Дж. Ван­бру, Дж. Гиббс, У. Кент и др. (в Ве­ли­ко­бри­та­нии), Й. Эфф­нер, Ф. В. Эр­манс­дорф, Х. К. Юс­сов (в Гер­ма­нии), Ф. Йе­гер (в Ав­ст­рии) и др. В ут­вер­жде­нии и рас­про­стра­не­нии этой мо­ды в уса­деб­ной ар­хи­тек­ту­ре зна­чит. роль при­над­ле­жа­ла англ. пи­са­те­лям Х. Уол­по­лу, У. Бек­фор­ду, позд­нее В. Скот­ту, при­ни­мав­шим уча­стие в соз­да­нии про­ек­тов сво­их за­го­род­ных «зам­ков». Тен­ден­ции П. ощу­ти­мы и в са­до­во-пар­ко­вом иск-ве 18 в. (ланд­шафт­ный парк с па­виль­о­на­ми, ис­кусств. руи­на­ми, кас­ка­да­ми и т. д.) – в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Рос­сии (напр., спла­ни­ро­ван­ные Ч. Ка­ме­ро­ном парк в Пав­лов­ске, В. И. Ба­же­но­вым – под­мос­ков­ная усадь­ба Ца­ри­цы­но) и др. стра­нах. К пред­ста­ви­те­лям П. от­но­сят так­же ху­дож­ни­ков, ис­поль­зо­вав­ших при­ё­мы «фан­та­зий­но­сти», при­хот­ли­вое сме­ше­ние ре­аль­но­го и во­об­ра­жае­мо­го (ка­прич­чио Ф. Гвар­ди, Дж. Б. Пи­ра­не­зи, Ю. Ро­бе­ра, пóзднее твор­че­ст­во Ф. Гойи, сце­но­гра­фия П. ди Г. Гон­за­го), мис­тич. ви­зио­нер­ст­во (И. Г. Фюс­ли, У. Блейк), по­эти­за­цию при­ро­ды (напр., Т. Гейнс­бо­ро, Се­мён Ф. Щед­ри­на), ак­цен­ти­ро­ва­ние её не­обыч­ных со­стоя­ний (К. Ж. Вер­не и др.) и рас­кры­тие её эмо­цио­наль­ных свя­зей с че­ло­ве­ком (П. П. Прю­дон, А. Ж. Гро и др.).

Лит.: Mornet D. Romantisme en France au XVIII siècle. P., 1912; Van Tieghem P. Le préromantisme. P., 1924–1947. Vol. 1–3; Bin­ni W. Preromantismo italiano. Napоli, 1947; Le préromantisme: Hypothèque ou hypothèse? P., 1975; Arnaud P., Raimond J. Le préro­mantisme anglais. P., 1980; Ту­ра­ев С. В. От Про­све­ще­ния к ро­ман­тиз­му. М., 1983; Ла­ды­гин М. Б. Пред­ро­ман­тизм в ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ре. М., 2000; Со­ловь­е­ва Н. А. Ис­то­рия за­ру­беж­ной ли­те­ра­ту­ры: Пред­ро­ман­тизм. М., 2005; Лу­ков В. А. Пред­ро­ман­тизм. М., 2006.

Вернуться к началу