Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАБЛЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 98-99

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. К. Стаф
Ф. Рабле. Портрет работы неизвестного художника. 17 в. Национальный музей Версаля и Трианонов.

РАБЛЕ́ (Rabelais) Фран­суа (1483 или 1494, Ла-Де­винь­ер, близ Ши­но­на – 9.4.1553, Па­риж), франц. гу­ма­нист, пи­са­тель, врач. Сын ад­во­ка­та. В 1500–10, ве­ро­ят­но, обу­чал­ся в шко­ле пра­ва; в 1511–1520 по­слуш­ник во фран­ци­скан­ском мон. Ла-Бо­метт (близ Ан­же­ра), где по­лу­чил тео­ло­гич. об­ра­зо­ва­ние. В 1520 при­нял по­стриг, в это же вре­мя при­об­щил­ся к нау­кам, пе­ре­пи­сы­вал­ся с ве­ду­щи­ми франц. гу­ма­ни­ста­ми (в т. ч. с Г. Бю­де). С 1528, став се­ку­ляр­ным свя­щен­ни­ком, изу­чал ме­ди­ци­ну в Па­ри­же; в 1530 за­пи­сал­ся на мед. ф-т ун-та Мон­пе­лье. В 1532 по­лу­чил долж­ность вра­ча в Лио­не; из­дал «Афо­риз­мы» Гип­по­кра­та (с ком­мен­та­рия­ми); всту­пил в пе­ре­пис­ку с Эраз­мом Рот­тер­дам­ским (в од­ном из пи­сем к не­му за­яв­лял о сво­ём стрем­ле­нии к син­те­зу хри­сти­ан­ст­ва и язы­че­ст­ва, на ос­но­ве ко­то­ро­го дол­жен сло­жить­ся т. н. хри­сти­ан­ский гу­ма­низм). В 1534 со­вер­шил по­езд­ку в Ита­лию, по­се­тил Рим и Фло­рен­цию. В 1538, на­хо­дясь в сви­те Фран­ци­ска I, уча­ст­во­вал в его встре­че с Кар­лом V. В 1546, спа­са­ясь от об­ви­не­ний в ере­си, уехал в Мец, где по­лу­чил долж­ность гор. вра­ча. В 1547 вер­нул­ся в Па­риж; ис­пол­нял обя­зан­но­сти лич­но­го вра­ча кар­ди­на­ла Ж. Дю Бел­ле.

Твор­че­ст­во Р. – вер­ши­на франц. Воз­ро­ж­де­ния. Сла­ву Р. при­нёс ро­ман «Гар­ган­тюа и Пан­таг­рю­эль» – яр­кий син­тез гу­ма­ни­стич. идей и сме­хо­вой «яр­ма­роч­ной» сло­вес­но­сти. Пер­вая (хро­но­ло­ги­че­ски) часть ро­ма­на – «Ужас­ные и уст­ра­шаю­щие дея­ния и под­ви­ги зна­ме­ни­тей­ше­го Пан­таг­рю­эля, ко­ро­ля Дип­со­дов, сы­на гро­мад­но­го ве­ли­ка­на Гар­ган­тюа, на­пи­сан­ные не­дав­но мэт­ром Аль­коф­ри­ба­сом На­зье» («Les horribles et es­pou­van­tables faictz et prouesses du très re­nommé Pantagruel, roy des Dipsodes, filz du grand geant Gargantua, composez nou­vellement par maistre Alcofrybas Na­sier», 1532; Аль­коф­ри­бас На­зье – ана­грам­ма фа­ми­лии и име­ни Р.), об­ла­дая все­ми ха­рак­тер­ны­ми при­зна­ка­ми на­род­ной кни­ги, во­бра­ла в се­бя – па­ро­дий­но пе­ре­ос­мыс­лив – ед­ва ли не все нац. жан­ры (пре­ж­де все­го, ис­то­рич. хро­ни­ку и ры­цар­ский ро­ман), а так­же приё­мы, сти­ли и ти­пы пер­со­на­жей. В про­ло­ге, сти­ли­зо­ван­ном под ср.-век. жанр «крик раз­нос­чи­ка», рас­сказ­чик на­зы­ва­ет сво­им об­раз­цом ано­ним­ную кни­гу «Ве­ли­кие и бес­по­доб­ные хро­ни­ки об ог­ром­ном ве­ли­ка­не Гар­ган­тюа» («Les grandes et inestimables chroniques du grant et énorme géant Gar­gantua», 1532), имев­шую фольк­лор­ные кор­ни. На вол­не ус­пе­ха Р. в том же го­ду из­дал па­ро­дий­ный ас­т­ро­ло­гич. про­гноз «Пан­таг­рю­эле­во пред­ска­за­ние, вер­ное, ис­тин­ное и не­пре­лож­ное» («Panta­grue­line prognostication, certaine, véritable et infaillible») на 1533 (в пе­ре­из­да­ни­ях 1533–38 со­от­вет­ст­вен­но ме­нял­ся год). В 1534 Р. вы­пус­тил 2-ю часть ро­ма­на (став­шую пер­вой в его ком­по­зи­ции) «Пре­ужас­ная жизнь ве­ли­ко­го Гар­ган­тюа, от­ца Пан­таг­рю­эля, не­ко­гда со­став­лен­ная ма­ги­ст­ром Аль­коф­ри­ба­сом, из­вле­ка­те­лем квинт­эс­сен­ции» («La vie très horrificque du grand Gargantua, père de Pantagruel, jadis composée par M. Alcof­ribas, abstracteur de quinte essence»), в ко­то­рой ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­на тре­бую­щая ис­тол­ко­ва­ния ал­ле­го­рия.

Пред­мет па­ро­дии, сме­хо­вой иг­ры в пер­вых двух час­тях – ср.-век. по­ни­ма­ние сло­ва и кни­ги, что под­чёр­ки­ва­лось в даль­ней­ших из­да­ни­ях с по­мо­щью ти­по­граф­ских приё­мов, ха­рак­тер­ных для нар. книг (фор­мат и го­тич. шрифт). В сфе­ру иг­ры у Р. во­вле­ка­ет­ся и франц. язык, его за­ко­ны и куль­тур­ная стра­ти­фи­ка­ция, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет от­ли­чаю­щая ро­ман мо­гу­чая сти­хия сло­во­твор­че­ст­ва. Жизнь ге­ро­ев Р. про­те­ка­ет в эпо­ху ста­нов­ле­ния гу­ма­низ­ма во Фран­ции; в по­сла­нии Гар­ган­тюа к сы­ну из­ло­же­на про­грам­ма гу­ма­ни­стич. вос­пи­та­ния юно­го ко­ро­ля. Од­на­ко гу­ма­низм сли­ва­ет­ся со сти­хи­ей ба­ла­га­на: ис­тин­ная муд­рость у Р. не сов­па­да­ет с гу­ма­ни­стич. об­ра­зо­ван­но­стью, её сре­до­то­чи­ем ока­зы­ва­ют­ся не кни­ги, но сти­хия яр­ма­роч­ной иг­ры. В опи­са­нии Те­лем­ско­го аб­бат­ст­ва, ко­то­рое счи­та­ет­ся во­пло­ще­ни­ем гу­ма­ни­стич. идеа­лов Р., биб­лио­те­ка при­сут­ст­ву­ет лишь фор­маль­но: чте­ние ни ра­зу не фи­гу­ри­ру­ет сре­ди за­ня­тий те­ле­ми­тов. Со­ци­аль­ная функ­ция но­вой оби­те­ли сво­дит­ся пре­ж­де все­го к уст­рой­ст­ву се­мей­ной жиз­ни: сме­хо­вая иг­ра, «пан­таг­рю­элизм» не при­зна­ёт «серь­ёз­но­го» идеа­ла.

В «Треть­ей кни­ге ге­рои­че­ских дея­ний и ре­че­ний бла­го­род­но­го Пан­таг­рю­эля» («Le tiers livre des faictz et dictz héroїques du noble Pantagruel», 1546) по­лу­чи­ла за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние позд­не­ре­нес­санс­ная фи­ло­со­фия ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной (а по­то­му тра­ги­че­ской) сво­бо­ды че­ло­ве­ка. В «Чет­вёр­той кни­ге» («Le quart liv­re», пол­ный ва­ри­ант, 1552), ис­поль­зуя сю­жет­ную схе­му ср.-век. ви­дений, Р., от­прав­ляю­щий Пан­таг­рю­эля с друзь­я­ми ис­кать ис­ти­ну в даль­них стра­нах, соз­да­ёт фан­та­стич. и жут­ко­ватую кар­ти­ну ми­ра, от­час­ти пред­вос­хи­щаю­щую «Пу­те­ше­ст­вие Гул­ли­ве­ра» Дж. Свиф­та. В 1562 под назв. «Ост­ров Звон­кий» («L’Isle Sonnante») в свет вы­шли 16 глав «Пя­той кни­ги» («Le quint livre», це­ли­ком из­да­на в 1564; её ат­ри­бу­ция Р. спор­на).

Ро­ман Р. по­лу­чил по­пу­ляр­ность в Рос­сии в 20 в.; ши­ро­кий ус­пех сни­скал пе­ре­вод, вы­пол­нен­ный Н. М. Лю­би­мо­вым (1961).

Соч.: Œuvres complètes. P., 1999. Vol. 1–5; Гар­ган­тюа и Пан­таг­рю­эль. М., 2003.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Из­бран­ные ста­тьи. Л., 1939; Ев­ни­на Е. М. Ф. Раб­ле. М., 1948; Пин­ский Л. Е. Реа­лизм эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния. М., 1961; Бах­тин М. М. Твор­че­ст­во Ф. Раб­ле и на­род­ная куль­ту­ра Сред­не­ве­ко­вья и Ре­нес­сан­са. М., 1965; Demerson G. Rabelais. P., 1986; Desrosiers-Bonin D. Rabelais et l’huma­nisme civil. Gen., 1992; Lazard M. Rabelais l’humaniste. P., 1993; Jeanneret M. Le défi des signes. Rabelais et la crise de l’interpréta­tion а̀ la Renaissance. Orléans, 1994; Tournon A. «En sens agile»: Les acrobaties de l’esprit selon Rabelais. P., 1995; Rigolot F. Les langages de Rabelais. 2 éd. Gen., 1996; Rawles S., Screech M. A. A new Rabelais bibliography. Gen., 1987; Milhe-Poutingon G. F. Rabelais. Bilan criti­que. P., 2005.

Вернуться к началу