Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РЕМБО́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 381

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

РЕМБО́ (Rimbaud) Ар­тюр (20.10.1854, Шар­ле­виль, ны­не Шар­ле­виль-Мезь­ер – 10.11.1891, Мар­сель), франц. по­эт. Из се­мьи во­ен­но­го; с че­ты­рёх лет вос­пи­ты­вал­ся ма­те­рью. Учил­ся в ли­цее Шар­ле­ви­ля (не окон­чил), в 1871 уе­хал в Па­риж, где по­зна­ко­мил­ся с П. Вер­ле­ном, став­шим его близ­ким дру­гом. При­ни­мал уча­стие в Па­риж­ской ком­му­не 1871. Вёл бо­гем­ный об­раз жиз­ни; мно­го пу­те­ше­ст­во­вал. В 1880-е гг. за­ни­мал­ся тор­гов­лей в Аф­ри­ке и на Ближ­нем Вос­то­ке. В 1891 вер­нул­ся в Мар­сель.

Р. – ос­но­во­по­лож­ник и клю­че­вая фи­гу­ра франц. сим­во­лиз­ма. Ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на фор­ми­ро­ва­ние по­этич. ма­не­ры Р. ока­за­ла франц. ли­ри­ка сер. 19 в., пре­ж­де все­го – В. Гю­го и Ш. Бод­лер. Сти­хо­тво­ре­ния пи­сал в кон. 1860-х – нач. 1870-х гг.; по­сле 1873 ото­шёл от по­этич. твор­че­ст­ва. В ран­них про­из­ве­де­ни­ях раз­вил иду­щее от ро­ман­тиз­ма пред­став­ле­ние о по­эте как о про­ро­ке-яс­но­вид­це, спо­соб­ном по­знать ис­ти­ну и раз­гля­деть кра­со­ту в низ­ком и от­вра­ти­тель­ном: cтихотворения «Куз­нец» («Le forgeron»), «Ве­не­ра Ана­дио­ме­на» («Vé­nus Anadyomène»), «Ус­нув­ший в лож­би­не» («Le dormeur du val») и др. В твор­че­ст­ве нач. 1870-х гг. зна­чи­тель­но ус­лож­нил фор­му по­этич. про­из­ве­де­ния, ус­мат­ри­вая в ней гл. сред­ст­во воз­дей­ст­вия на чи­та­те­ля; со­сре­до­то­чил­ся на опи­са­нии пре­им. бре­да, гал­лю­ци­на­ций и ви­де­ний, при­бе­гая к ало­гиз­мам, ак­тив­но ис­поль­зуя ме­та­фо­ры, ас­со­нан­сы, экс­пе­ри­мен­ти­руя с рит­мом: сб. «По­след­ние сти­хо­тво­ре­ния» («Les derniers vers», соз­дан в 1872–73), сти­хо­тво­ре­ния в про­зе «Оза­ре­ния» («Les illuminations», соз­да­ны в 1872–73), кни­га сти­хо­тво­ре­ний и про­зы «Од­но ле­то в аду» («Une saison en enfer», созд. в 1873). Ши­ро­кую из­ве­ст­ность сни­скал со­нет «Глас­ные» («Voy­elles», 1872), где Р. в ду­хе Бод­ле­ра рас­су­ж­дал о взаи­мо­свя­зи зву­ка и цве­та и не­аде­к­ват­но­сти ра­цио­наль­но­го по­сти­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти. Твор­че­ст­во Р. ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие по­эзии во Фран­ции; оно бы­ло хо­ро­шо из­вест­но в Рос­сии на ру­бе­же 19–20 вв. (сре­ди пе­ре­во­дчи­ков – И. Ф. Ан­нен­ский, В. Я. Брю­сов, Ф. Со­ло­губ и др.).

Соч.: Сти­хи. По­след­ние сти­хо­тво­ре­ния. Оза­ре­ния. Од­но ле­то в аду. М., 1982; По­эти­че­ские про­из­ве­де­ния в сти­хах и про­зе. М., 1988 (на франц. яз. с па­рал­лель­ным рус. тек­стом); Poésies. P., 2013.

Лит.: Gleize J.-M. A. Rimbaud. P., 1993; Bru­nel P. Rimbaud: Biographie, étude de l’œuvre. P., 1995; Му­раш­кин­це­ва Е. Д. Вер­лен. Рем­бо. М., 2001; Graaf D. A. de. A. Rimbaud: Sa vie, son œuvre. P. e. a., 2005; Baronian J.-B. Rimbaud. P., 2009; Jeancolas Cl. Rimbaud. P., 2012; Petitfils P. L’œuvre et le visage d’A. Rimbaud: Essai de bibliographie et d’icono­gra­phie. P., 1949.

Вернуться к началу