Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РЕ́МИЗОВ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 384

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Козьменко

РЕ́МИЗОВ Алек­сей Ми­хай­ло­вич [24.6 (6.7).1877, Мо­ск­ва – 26.11.1957, Па­риж], рус. пи­са­тель. Из ку­пе­че­ско­го ро­да. Окон­чив Алек­сан­д­ров­ское ком­мерч. уч-ще, в 1895 по­сту­пил воль­но­слу­ша­те­лем на ес­теств. отде­ле­ние фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. фа­куль­те­та Моск. ун-та. В 1896 аре­сто­ван за уча­стие в сту­денч. де­мон­ст­ра­ции, осу­ж­дён, неск. лет про­вёл в ссыл­ке в Пен­зе, Усть-Сы­соль­ске и Во­ло­где (здесь же в 1903 же­нил­ся на С. П. Дов­гел­ло). В 1903–04 жил на Юге Рос­сии (Хер­сон, Одес­са, Ки­ев и др.), слу­жил зав. ре­пер­туа­ром Т-ва но­вой дра­мы под рук. В. Э. Мей­ер­холь­да. В 1905 пе­ре­ехал в С.-Пе­тер­бург, ра­бо­тал в ж. «Во­про­сы жиз­ни»; сбли­зил­ся с В. В. Ро­за­но­вым, А. А. Бло­ком, З. Н. Гип­пи­ус и др.

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1902. Пер­вые кни­ги «По­со­лонь» и «Ли­мо­нарь» (обе 1907), объ­еди­нив­шие пе­ре­ло­же­ния нар. ска­зок, пре­да­ний, апок­ри­фов и пред­став­ляв­шие со­бой по­пыт­ку пре­об­ра­же­ния фольк­лор­но­го и др.-рус. «ма­те­риа­ла» в мо­дер­ни­ст­ском клю­че, об­на­ру­жи­ли свя­зи по­эти­ки Р. с мла­до­сим­во­лиз­мом, в ча­ст­но­сти с тео­ри­ей «со­бор­но­го иск-ва» Вяч. И. Ива­но­ва. В ро­ма­нах («Пруд», «Ча­сы», оба 1908) и по­вес­тях («Кре­сто­вые сё­ст­ры», 1910; «Пя­тая яз­ва», 1912) вы­ра­зи­лось тра­гич. ми­ро­со­зер­ца­ние Р., близ­кое к фи­ло­со­фии эк­зи­стен­циа­лиз­ма. В пье­сах «Бе­сов­ское дей­ст­во над не­ки­им му­жем» (пост. в 1907, реж. Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ский, де­ко­ра­ции М. В. До­бу­жин­ско­го), «Тра­ге­дия о Иу­де, прин­це Ис­ка­ри­от­ском» (1909), «Дей­ст­во о Ге­ор­гии Храб­ром» (1910), «Царь Мак­си­ми­ли­ан» (1919) Р. дал свой ва­ри­ант «но­вой дра­мы», син­те­зи­ро­вав древ­ний миф, эле­мен­ты ср.-век. мис­те­рии и те­ат­раль­ный язык нач. 20 в.

Окт. ре­во­лю­цию 1917 не при­нял («Сло­во о по­ги­бе­ли рус­ской зем­ли», 1917), хо­тя в 1918–21 ра­бо­тал в те­ат­раль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях Пет­ро­гра­да, ак­тив­но пе­ча­тал­ся в про­эсе­ров­ских га­зе­тах, пуб­ли­ко­вал кни­ги. В 1921 по­ки­нул Рос­сию, в 1921–23 жил в Бер­ли­не, за­тем в Па­ри­же. На ру­бе­же 1910–20-х гг. по­эти­ка Р. пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, при­об­ре­тая экс­пе­рим., аван­гард­ный ха­рак­тер, что наи­бо­лее от­чёт­ли­во от­ра­зи­лось в ро­ма­не-хро­ни­ке ре­во­люц. лет «Взвих­рён­ная Русь» (1927). В 1930–50-е гг. на­пи­са­ны про­из­ве­де­ния, со­ста­вив­шие свое­об­раз­ную ав­то­био­гра­фич. эпо­пею: «Под­стри­жен­ны­ми гла­за­ми» (1951) о дет­ст­ве, «Иве­рень» (опубл. в 1986) о вре­ме­ни ссыл­ки и ски­та­ний, «Встре­чи. Пе­тер­бург­ский буе­рак» (опубл. час­тич­но в 1981) о пе­терб. пе­рио­де, «Мыш­ки­на ду­доч­ка» (1953), «Учи­тель му­зы­ки» (опубл. в 1983) о жиз­ни в эмиг­ра­ции. С по­эти­кой сюр­реа­лиз­ма пе­ре­кли­ка­ет­ся кни­га «снов» «Мар­тын За­де­ка» (1954). Эс­те­тич. за­ве­ща­ни­ем Р. стал сб. ста­тей «Огонь ве­щей» (1954) о ро­ли сно­ви­де­ний в ху­дож. лит-ре (Н. В. Го­голь, А. С. Пуш­кин, Ф. М. Дос­то­ев­ский, И. С. Тур­ге­нев и др.), ко­то­рый как бы за­мы­ка­ет лит.-фи­лос. эс­сеи­сти­ку Се­реб­ря­но­го ве­ка, по­свя­щён­ную рус. клас­си­ке. Па­мят­ни­ки рус. и за­ру­беж­ной лит-ры пе­ре­ос­мыс­ле­ны в све­те тра­гич. ис­то­рии 20 в. в цик­ле «Ле­ген­ды в ве­ках»: «Сав­ва Груд­цын» (1951), «Бо­ва Ко­ро­ле­вич» (1957), «Три­стан и Исоль­да» (1957) и др. Был ода­рён­ным ри­со­валь­щи­ком, соз­дал се­рии ри­сун­ков к собств. про­из­ве­де­ни­ям. Твор­че­ст­во Р., от­ме­чен­ное стрем­ле­ни­ем к по­ис­ку но­вых средств син­так­сич. и лек­сич. вы­ра­зи­тель­но­сти за счёт об­ра­ще­ния к язы­ку рус. книг 17 в., к диа­лект­ным и про­сто­на­род­ным фор­мам, ока­за­ло зна­чит. влия­ние на стиль про­зы Б. А. Пиль­ня­ка, Е. И. За­мя­ти­на, Л. М. Ле­о­но­ва, К. А. Фе­ди­на, М. М. Зо­щен­ко и др.

Соч.: Собр. соч. П., 1910–1912. Т. 1–8; Собр. соч.: В 10 т. М., 2000–2003.

Лит.: Код­рян­ская Н. А. Ре­ми­зов. Па­риж, 1959; она же. Ре­ми­зов в сво­их пись­мах. Па­риж, 1977; A. Remizov: Approaches to a protean writer. Columbus, 1987; А. Ре­ми­зов: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. СПб., 1994; Гра­че­ва А. М. А. Ре­ми­зов и древ­не­рус­ская куль­ту­ра. СПб., 2000; она же. Жанр ро­ма­на и твор­че­ст­во А. Ре­ми­зо­ва. СПб., 2010; А. Ре­ми­зов: Ис­сле­до­ва­ния и ма­те­риа­лы. СПб.; Са­лер­но, 2003; Обат­ни­на Е. Р. А. М. Ре­мизов: Лич­ность и твор­че­ские прак­ти­ки. М., 2008; Ро­за­нов Ю. В. А. М. Ре­ми­зов и на­род­ная куль­ту­ра. Во­ло­гда, 2011; Рез­ни­ко­ва Н. Ог­нен­ная па­мять: Вос­по­ми­на­ния об А. Ре­ми­зо­ве. СПб., 2013.

Вернуться к началу