РИ́ЛЬКЕ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИ́ЛЬКЕ (Rilke) Райнер (Рене) Мария (4.12.1875, Прага – 29.12.1926, Вальмон, близ Монтрё, Швейцария), австр. поэт, прозаик, переводчик. Родился в семье ж.-д. служащего. В 1886–91 обучался в воен. школах Санкт-Пёльтена и Мериш-Вайскирхена (ныне Границе), в 1892 – в Торговой академии в Линце. К поэзии обратился ещё школьником. Первый поэтич. сб. – «Жизнь и песни» («Leben und Lieder», 1894). В 1895 сдал экстерном экзамен на гимназич. аттестат, до 1898 учился в Пражском, Мюнхенском и Берлинском ун-тах, но курса не кончил. Активно включился в лит. жизнь, стал издавать поэтич. ж. «Цикорий» («Wegwarten», 1896; вышли 3 выпуска бесплатного издания «для народа»). В центре поэтич. сб. «Жертвы ларам» («Larenopfer», 1895), во многом в духе Г. Гейне, – лирич. прогулка по Праге, обращение к чеш. истории и фольклору. В русле неоромантизма – сб. «Венчанный снами» («Traumgekrönt», 1896), рисующий внутр. мир поэта, его сновидческое одиночество и воспоминания о детской любви. Поэтике «югендстиля» близок сб. «Адвент» («Advent», 1897), где эстетизирован мотив «великого ожидания» (любви, праздника, вдохновения, материнского тепла). Особое место в ранней лирике Р. занимает цикл «Видения Христа» («Christus-Visionen», 1896–98), опубликованный после смерти поэта, в котором, как и в прозаич. опытах «Апостол» («Der Apostel», 1896) и «Эвальд Траги» («Ewald Tragy», 1896), ощущается влияние Ф. Ницше; оно усилилось после знакомства Р. в 1897 в Мюнхене с писательницей Лу Андреас-Саломе (вслед за которой он переехал в Берлин) и нашло отражение во «Флорентийском дневнике» («Florenzer Tagebuch», 1898), написанном в форме путевых заметок, адресованных любимой женщине. Своей первой «настоящей книгой» Р. считал окрашенный в символистские тона поэтич. сб. «Мне на праздник» («Mir zur Feier», 1899). Под влиянием Андреас-Саломе Р. увлёкся рус. культурой. Впечатления от поездок в Италию (1897, 1898) и Россию (1899, 1900) преломились в книге малой прозы «Истории о господе Боге» («Geschichten vom lieben Gott», 1900). Самое значит. произведение раннего периода, утвердившее славу Р. как религ. поэта, – цикл «Часослов» («Das Stunden-Buch», созд. в 1889–1903, опубл. в 1905), построенный как «молитвенный» монолог-триптих рус. монаха и иконописца, обращающегося к мыслям о сотворении Бога искусством («О монашеской жизни»), о пути художника к своему «я» («О паломничестве») и об экзистенциальных тяготах бытия («О бедности и смерти»). В 1902 начался «парижский» период творчества Р.: он работал над монографией об О. Родене, неск. лет был его личным секретарём. В 1906 опубликовано самое популярное произведение Р. – новелла «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» («Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke»). В 1907 и 1908 вышел двухчастный сб. «Новые стихотворения» («Neue Gedichte»), представляющий собой поворот от экстатич. субъективности и эмоциональности к объективированному языку «стихотворения-вещи», к изображению предметного мира в его замкнутости и одноврем. сопричастности человеку. Новую форму модернистской прозы утверждает единственный роман Р. «Записки Мальте Лауридса Бригге» («Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge», 1910), подводящий итог «парижскому» периоду, связанному с поисками «нового ви́дения». Цикл стихотворений «Жизнь Марии» («Das Marien-Leben», 1912) знаменует начало позднего этапа творчества Р., переход к поэтике «внутреннего пространства мира». Отказ от прежних творч. принципов, декларированный в стих. «Поворот» («Wendung», 1914), намечен в написанных в нач. 1912 в замке Дуино (под Триестом) двух первых элегиях цикла, работу над которым Р. завершил только в 1922. В авг. 1914 Р. откликнулся на разразившуюся воен. катастрофу «Пятью песнопениями» («Fünf Gesänge»), воспевающими страшного «бога воинов» и призывающими матерей пожертвовать своими сыновьями. Однако уже через неск. недель, ужаснувшись своему патриотич. порыву, он надолго замолчит. В кон. 1915 Р. (как имеющий воен. образование) призван в армию и зачислен в пех. полк, расквартированный в Вене. Усилиями друзей его удалось перевести в Штаб воен. прессы, а летом 1917 по состоянию здоровья он был комиссован. Р. вернулся в Мюнхен, где жил, почти лишённый средств. В 1919 он отправился в длительную поездку по Швейцарии, выступая с чтением своих произведений. Летом 1921 состоятельные швейц. друзья и поклонники Р. пригласили его поселиться в небольшом замке Мюзо в кантоне Вале. Там в февр. 1922 созданы две последние и самые значит. поэтич. книги Р. – «Дуинские элегии» («Duineser Elegien», 1923), своего рода энциклопедия экзистенциального трагизма человеческого бытия, написанная обращённым к иной выразительности, «тёмным» поэтич. языком, и «Сонеты к Орфею» («Die Sonette an Orpheus», 1923) – двухчастный поэтич. цикл, в центре которого – фигура мифич. певца, наделённого магич. силой, наполняющего мир своим пением, соединяющего божественное и творческое, растворяющегося во «внутреннем пространстве мира». В последний год жизни Р. вёл переписку с М. И. Цветаевой; его «Элегию для Марины Цветаевой-Эфрон» («Elegie an Marina Zwetajewa-Efron», 1926) некоторые исследователи рассматривают как завершение дуинского цикла. Среди др. произведений: поэтич. циклы на франц. языке; драмы; книги об искусстве – «Ворпсведе» («Worpswede»), «Огюст Роден» («Auguste Rodin», обе 1903).
В конце нояб. 1926 тяжелобольной поэт (острая форма лейкемии) был помещён в клинику в окрестностях Монтрё, ставшую его последним пристанищем.