Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up

РИ́ЛЬКЕ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 488-489

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Белобратов

РИ́ЛЬКЕ (Rilke) Рай­нер (Ре­не) Ма­рия (4.12.1875, Пра­га – 29.12.1926, Валь­мон, близ Мон­трё, Швей­ца­рия), австр. по­эт, про­за­ик, пе­ре­во­дчик. Ро­дил­ся в се­мье ж.-д. слу­жа­ще­го. В 1886–91 обу­чал­ся в во­ен. шко­лах Санкт-Пёль­те­на и Ме­риш-Вай­скир­хе­на (ны­не Гра­ни­це), в 1892 – в Тор­го­вой ака­де­мии в Лин­це. К по­эзии об­ра­тил­ся ещё школь­ни­ком. Пер­вый по­этич. сб. – «Жизнь и пес­ни» («Le­ben und Lieder», 1894). В 1895 сдал экс­тер­ном эк­за­мен на гим­на­зич. ат­те­стат, до 1898 учил­ся в Праж­ском, Мюн­хен­ском и Бер­лин­ском ун-тах, но кур­са не кон­чил. Ак­тив­но вклю­чил­ся в лит. жизнь, стал из­да­вать по­этич. ж. «Ци­ко­рий» («Weg­warten», 1896; вы­шли 3 вы­пус­ка бес­плат­но­го из­да­ния «для на­ро­да»). В цен­тре по­этич. сб. «Жерт­вы ларам» («Lare­nop­fer», 1895), во мно­гом в ду­хе Г. Гей­не, – ли­рич. про­гул­ка по Пра­ге, об­ра­ще­ние к чеш. ис­то­рии и фольк­ло­ру. В русле нео­ро­ман­тиз­ма – сб. «Вен­чан­ный сна­ми» («Traumgekrönt», 1896), ри­сую­щий внутр. мир по­эта, его сно­вид­че­ское оди­но­че­ст­во и вос­по­ми­на­ния о дет­ской люб­ви. По­эти­ке «юген­д­сти­ля» бли­зок сб. «Ад­вент» («Advent», 1897), где эс­те­ти­зи­ро­ван мо­тив «ве­ли­ко­го ожи­да­ния» (люб­ви, празд­ни­ка, вдох­но­ве­ния, ма­те­рин­ско­го те­п­ла). Осо­бое ме­сто в ран­ней ли­ри­ке Р. за­ни­ма­ет цикл «Ви­де­ния Хри­ста» («Christus-Vi­sionen», 1896–98), опуб­ли­ко­ван­ный по­сле смер­ти по­эта, в ко­то­ром, как и в про­за­ич. опы­тах «Апо­стол» («Der Apostel», 1896) и «Эвальд Тра­ги» («Ewald Tragy», 1896), ощу­ща­ет­ся влия­ние Ф. Ниц­ше; оно уси­ли­лось по­сле зна­ком­ст­ва Р. в 1897 в Мюн­хе­не с пи­са­тель­ни­цей Лу Ан­д­ре­ас-Са­ло­ме (вслед за ко­то­рой он пе­ре­ехал в Бер­лин) и на­шло от­ра­же­ние во «Фло­рен­тий­ском днев­ни­ке» («Florenzer Ta­ge­buch», 1898), на­пи­сан­ном в фор­ме пу­те­вых за­ме­ток, ад­ре­со­ван­ных лю­би­мой жен­щи­не. Сво­ей пер­вой «на­стоя­щей кни­гой» Р. счи­тал ок­ра­шен­ный в сим­во­ли­ст­ские то­на по­этич. сб. «Мне на празд­ник» («Mir zur Feier», 1899). Под влия­ни­ем Ан­д­ре­ас-Са­ло­ме Р. ув­лёк­ся рус. куль­турой. Впе­чат­ле­ния от по­ез­док в Ита­лию (1897, 1898) и Рос­сию (1899, 1900) пре­ло­ми­лись в кни­ге ма­лой про­зы «Ис­то­рии о гос­по­де Бо­ге» («Geschichten vom lieben Gott», 1900). Са­мое зна­чит. про­из­ве­де­ние ран­не­го пе­рио­да, ут­вер­див­шее сла­ву Р. как ре­лиг. по­эта, – цикл «Ча­со­слов» («Das Stunden-Buch», созд. в 1889–1903, опубл. в 1905), по­стро­ен­ный как «мо­лит­вен­ный» мо­но­лог-трип­тих рус. мо­на­ха и ико­но­пис­ца, об­ра­щаю­ще­го­ся к мыс­лям о со­тво­ре­нии Бо­га ис­кус­ст­вом («О мо­на­ше­ской жиз­ни»), о пу­ти ху­дож­ни­ка к сво­ему «я» («О па­лом­ни­че­ст­ве») и об эк­зи­стен­ци­аль­ных тя­го­тах бы­тия («О бед­но­сти и смер­ти»). В 1902 на­чал­ся «па­риж­ский» пе­ри­од твор­че­ст­ва Р.: он ра­бо­тал над мо­но­гра­фи­ей об О. Ро­де­не, неск. лет был его лич­ным сек­ре­та­рём. В 1906 опуб­ли­ко­ва­но са­мое по­пу­ляр­ное про­из­ве­де­ние Р. – но­вел­ла «Песнь о люб­ви и смер­ти кор­не­та Кри­сто­фа Риль­ке» («Die Weise von Liebe und Tod des Cornets Christoph Rilke»). В 1907 и 1908 вы­шел двух­ча­ст­ный сб. «Но­вые сти­хо­тво­ре­ния» («Neue Gedichte»), пред­став­ляю­щий со­бой по­во­рот от экс­та­тич. субъ­ек­тив­но­сти и эмо­цио­наль­но­сти к объ­ек­ти­ви­ро­ван­но­му язы­ку «сти­хо­тво­ре­ния-ве­щи», к изо­бра­же­нию пред­мет­но­го ми­ра в его замк­ну­то­сти и од­но­врем. со­при­ча­ст­но­сти че­ло­ве­ку. Но­вую фор­му мо­дер­ни­ст­ской про­зы ут­вер­жда­ет един­ст­вен­ный ро­ман Р. «За­пис­ки Маль­те Лау­рид­са Бриг­ге» («Die Aufzeichnun­gen des Malte Laurids Brigge», 1910), под­во­дя­щий итог «па­риж­ско­му» пе­рио­ду, свя­зан­но­му с по­ис­ка­ми «но­во­го ви́­де­ния». Цикл сти­хо­тво­ре­ний «Жизнь Ма­рии» («Das Marien-Leben», 1912) зна­ме­ну­ет на­ча­ло позд­не­го эта­па твор­че­ст­ва Р., пе­ре­ход к по­эти­ке «внут­рен­не­го про­стран­ст­ва ми­ра». От­каз от преж­них творч. прин­ци­пов, дек­ла­ри­ро­ван­ный в стих. «По­во­рот» («Wendung», 1914), на­ме­чен в на­пи­сан­ных в нач. 1912 в зам­ке Дуи­но (под Трие­стом) двух пер­вых эле­ги­ях цик­ла, ра­бо­ту над ко­то­рым Р. за­вер­шил толь­ко в 1922. В авг. 1914 Р. от­клик­нул­ся на раз­ра­зив­шую­ся во­ен. ка­та­ст­ро­фу «Пя­тью пес­но­пе­ния­ми» («Fünf Gesänge»), вос­пе­ваю­щи­ми страш­но­го «бо­га вои­нов» и при­зы­ваю­щи­ми ма­те­рей по­жерт­во­вать свои­ми сы­новь­я­ми. Од­на­ко уже че­рез неск. не­дель, ужас­нув­шись сво­ему пат­рио­тич. по­ры­ву, он на­дол­го за­мол­чит. В кон. 1915 Р. (как имею­щий во­ен. об­ра­зо­ва­ние) при­зван в ар­мию и за­чис­лен в пех. полк, рас­квар­ти­ро­ван­ный в Ве­не. Уси­лия­ми дру­зей его уда­лось пе­ре­вес­ти в Штаб во­ен. прес­сы, а ле­том 1917 по со­стоя­нию здо­ро­вья он был ко­мис­со­ван. Р. вер­нул­ся в Мюн­хен, где жил, поч­ти ли­шён­ный средств. В 1919 он от­пра­вил­ся в дли­тель­ную по­езд­ку по Швей­ца­рии, вы­сту­пая с чте­ни­ем сво­их про­из­ве­де­ний. Ле­том 1921 состо­ятельные швейц. дру­зья и по­клон­ни­ки Р. при­гла­си­ли его по­се­лить­ся в не­боль­шом зам­ке Мю­зо в кан­то­не Ва­ле. Там в февр. 1922 соз­да­ны две по­след­ние и са­мые зна­чит. по­этич. кни­ги Р. – «Ду­ин­ские эле­гии» («Duineser Elegien», 1923), сво­его ро­да эн­цик­ло­пе­дия эк­зи­стен­ци­аль­но­го тра­гиз­ма че­ло­ве­че­ско­го бы­тия, на­пи­сан­ная об­ра­щён­ным к иной вы­ра­зи­тель­но­сти, «тём­ным» по­этич. язы­ком, и «Со­не­ты к Ор­фею» («Die So­nette an Orpheus», 1923) – двух­ча­ст­ный по­этич. цикл, в цен­тре ко­то­ро­го – фи­гу­ра ми­фич. пев­ца, на­де­лён­но­го ма­гич. си­лой, на­пол­няю­ще­го мир сво­им пе­ни­ем, со­еди­няю­ще­го бо­же­ст­вен­ное и твор­че­ское, рас­тво­ряю­ще­го­ся во «внут­рен­нем про­стран­ст­ве ми­ра». В по­след­ний год жиз­ни Р. вёл пе­ре­пис­ку с М. И. Цве­тае­вой; его «Эле­гию для Ма­ри­ны Цве­тае­вой-Эф­рон» («Elegie an Marina Zwetajewa-Ef­ron», 1926) некоторые исследователи рас­смат­ри­ва­ют как за­вер­ше­ние ду­ин­ско­го цик­ла. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: по­этич. цик­лы на франц. язы­ке; дра­мы; кни­ги об ис­кус­ст­ве – «Ворп­с­ве­де» («Worpswede»), «Огюст Ро­ден» («Auguste Rodin», обе 1903).

В кон­це но­яб. 1926 тя­же­ло­боль­ной по­эт (ост­рая фор­ма лей­ке­мии) был по­ме­щён в кли­ни­ку в ок­ре­ст­но­стях Мон­трё, став­шую его по­след­ним при­ста­ни­щем.

Соч.: Вор­пс­ве­де. Огюст Ро­ден. Пись­ма. Сти­хи / Сост. Е. В. Го­ло­вин. М., 1994; Собр. соч.: В 3 т. Хар.; М., 1999; Gesammelte Wer­ke / Hrsg. von M. Engel u. a. Fr./M., 2003.

Лит.: Holthusen H. E. R. M. Rilke. Hamb., 1958; Бе­ре­зи­на А. Г. По­эзия и про­за мо­ло­до­го Риль­ке. Л., 1985; Engel M., Lauterbach D. Rilke-Handbuch: Leben – Werk – Wirkung. Stuttg.; Weimar, 2004; Аза­дов­ский К. М. Риль­ке и Рос­сия. М., 2011; Пав­ло­ва Н. С. О Риль­ке. М., 2012.

Вернуться к началу