Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОБ-ГРИЙЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 563

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

РОБ-ГРИЙЕ́ (Robbe-Grillet) Ален (18.8.1922, Брест, деп-т Финистер – 18.2.2008, Кан, деп-т Кальвадос), франц. пи­са­тель, сце­на­рист, ре­жис­сёр, чл. Франц. ака­де­мии (2004). Сын ин­же­не­ра, окон­чил Нац. ин-т аг­ро­но­мии (1945). С 1945 по 1951 ра­бо­тал в Нац. ин­сти­ту­те ста­ти­сти­ки (Па­риж) и в Ко­ло­ни­аль­ном Ин-те пло­до­вых и цит­ру­со­вых, мно­го пу­те­ше­ст­во­вал. Пре­по­да­вал в ун-тах США; ди­рек­тор Цен­тра со­цио­ло­гии и лит-ры в Брюссельском ун-те (1980–88). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков «но­во­го ро­ма­на» во Фран­ции: ро­ма­ны «Лас­ти­ки» («Les gom­mes», 1953), «Со­гля­да­тай» («Le voyeur», 1955), «Рев­ность» («La jalousie», 1957), а так­же ро­ман «В ла­би­рин­те» («Dans le labyrinthe», 1959, рус. пер. 1983). Тео­ре­тич. ос­мыс­ле­ние «но­во­го ро­ма­на» пред­ста­вил в сб-ке эс­се «За но­вый ро­ман» («Pour un nou­veau roman», 1963). Позд­нее твор­че­ст­во от­ме­че­но уси­ле­ни­ем иг­ро­во­го на­ча­ла: ро­ма­ны «Дом сви­да­ний» («La maison de rendez-vous», 1965), «Про­ект ре­во­лю­ции в Нью-Йор­ке» («Pro­jet pour une révolu­tionà New York», 1970), «Сен­ти­мен­таль­ный ро­ман» («Un roman senti­mental», 2007), в ко­то­рых Р.-Г. па­ро­ди­ру­ет сте­рео­ти­пы мас­со­вой куль­ту­ры, пере­ос­мыс­ля­ет ми­фо­ло­гич. мо­де­ли, об­ра­ща­ет­ся к под­соз­на­тель­но­му. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: ро­ман «Ца­ре­убий­ца» («Un régicide», 1949, изд. в 1978), сб. но­велл «Мо­мен­таль­ные сним­ки» («In­stan­tanés», 1962), три­ло­гия «Ро­ма­не­ски» («Ro­ma­nesques», 1985–94). Ав­тор мно­го­числ. ки­но­сце­на­ри­ев, в т. ч. к ф. «В про­шлом го­ду в Ма­ри­ен­ба­де» (реж. А. Ре­не, 1961); ре­жис­сёр филь­мов «Бес­смерт­ная» (1963), «Пре­ле­ст­ная плен­ни­ца» (1983), «С ва­ми го­во­рит Гра­ди­ва» (2006) и др.; ки­не­ма­то­гра­фич. эс­те­ти­ка Р.-Г. от­ме­че­на бо­га­той ви­зу­аль­ной об­раз­но­стью и ир­ра­цио­на­лиз­мом. Твор­че­ст­во Р.-Г. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на тео­рию зап. струк­ту­ра­лиз­ма и по­стмо­дер­низ­ма.

Соч.: Со­бр. соч.: Дом сви­да­ний. Ро­ма­ны. Рас­ска­зы. СПб., 2000; Со­бр. соч.: Со­гля­да­тай. Ро­ма­ны. М.; СПб., 2001; Ро­ма­не­ски. М., 2005.

Лит.: Robbe-Grillet zwischen Moderne und Post­moderne: Nouveau Roman, nouveau Cine­ma und nouvelle Autobiographie / Hrsg. K. A. Blü­her. Tüb., 1992; A. Robbe-Grillet: Balises pour le 21e siècle. P., 2010.

Вернуться к началу