Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОНСА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

РОНСА́Р (Ronsard) Пьер де (11.9.1524, за­мок Ла-По­сонь­ер, близ Ван­до­ма – 27.12.1585, аб­бат­ст­во Сен-Ком, близ Ту­ра), франц. по­эт. Из дво­рян­ской се­мьи. Окон­чил На­варр­ский кол­леж (1536). Был па­жом Мар­га­ри­ты На­варр­ской. В кон. 1530-х – нач. 1540-х гг. сек­ре­тарь из­вест­но­го ди­пло­ма­та Л. де Баи­фа; по­сле тя­жё­лой бо­лез­ни в 1542 по­те­рял слух, ос­та­вил служ­бу. Ув­ле­кал­ся ан­тич­ной лит-рой и итал. гу­ма­ни­стич. куль­ту­рой; обу­чал­ся в 1540-х гг. в па­риж­ском кол­ле­же Ко­ке­ре, где по­зна­ко­мил­ся с Ж. Дю Бел­ле. Был бли­зок ко дво­ру Ген­ри­ха II и Кар­ла IX; по­лу­чил про­зви­ще Принц по­этов. С на­ча­лом прав­ле­ния Ген­ри­ха III уда­лил­ся от дво­ра.

По­эзия Р. – од­но­го из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей франц. лит-ры Воз­ро­ж­де­ния – прак­ти­че­ское во­пло­ще­ние эс­те­тич. прин­ци­пов шко­лы «Плея­да», гла­вой ко­то­рой он был. Экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с боль­шин­ст­вом тра­диц. жан­ро­вых форм, ак­тив­но ис­поль­зуя ан­тич­ный опыт. Из­вест­ность Р. при­нес­ли оды пат­рио­тич. и ге­до­ни­стич. те­ма­ти­ки: сб-ки «Оды», («Odes», кн. 1–4, 1550; кн. 5 – 1552; не­од­но­крат­ные пе­ре­ра­бот­ки). Боль­шой ус­пех сни­ска­ла лю­бов­ная ли­ри­ка (пре­им. со­не­ты), ко­то­рая из­на­чаль­но раз­ви­ва­лась в кон­тек­сте ус­вое­ния пет­рар­киз­ма и пла­то­низ­ма: сб-ки «Лю­бовь к Кас­сан­д­ре» («Les amours de Cassandre», 1552), «Про­дол­же­ние лю­бов­ных сти­хов» («Con­tinuation des Amours», 1555). Пре­одо­ле­ни­ем по­этич. штам­пов и об­раще­ни­ем к ис­крен­ней ин­тим­но­сти от­ме­че­ны сб-ки «Но­вое про­дол­же­ние лю­бов­ных сти­хов» («Nouvelle continuation des Amours», 1556) и «На смерть Ма­рии» («Sur la mort de Marie», 1578). Воз­вра­ще­ни­ем к пет­рар­ки­ст­ской пла­то­нич. кон­цеп­ции люб­ви от­ме­чен цикл «Со­не­ты к Еле­не» («Sonnets pour Hé­lène», 1578), от­ли­чаю­щий­ся вме­сте с тем от ран­них со­не­тов глу­би­ной фи­лос. ос­мыс­ле­ния при­ро­ды люб­ви и стро­го­стью сти­ля. Фи­лос., ре­лиг. и со­ци­аль­но-по­ли­тич. воз­зре­ния Р. по­лу­чи­ли вы­ра­же­ние в гим­нах, в ко­то­рых он час­то вос­певал сво­их по­кро­ви­те­лей (в т. ч. мо­нар­хов); по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись так­же его эпи­та­фии, мад­ри­га­лы, эле­гии. На­чи­ная с кон. 1550-х гг. по ко­ро­лев­ской про­тек­ции Р. ра­бо­тал над ге­ро­ич. эпо­пе­ей «Фран­сиа­да» («Fran­ciade», не за­кон­че­на), по­свя­щён­ной ле­ген­дар­но­му ис­то­рич. про­шло­му Фран­ции. Ав­тор трак­та­та по по­эти­ке «Крат­кое из­ло­же­ние фран­цуз­ско­го по­эти­че­ско­го ис­кус­ст­ва» («Abregé de l’art poétique fran­çais», 1565).

Влия­ние твор­че­ст­ва Р., от­ме­чен­но­го ши­ро­ким раз­но­об­ра­зи­ем тем и жан­ров, на франц. по­эзию бы­ло ре­шаю­щим до сер. 17 в. В Рос­сии пер­вые пе­ре­во­ды по­я­ви­лись в кон. 18 в. (М. В. Ло­мо­но­сов, В. К. Тре­диа­ков­ский).

Соч.: Из­бран­ная по­эзия. М., 1985; Œuvres complètes. P., 1993–1994. Vol. 1–2; Со­не­ты. Эле­гии. Оды. М., 2004.

Лит.: Simonin M. P. de Ronsard. P., 1990; Gendre A. L’esthétique de Ronsard. P., 1997; Бер­ри А. Рон­сар. СПб., 1999; Rouget F. P. de Ronsard. P.; Rome, 2005; Andersson B. L’invention lyrique: Visages d’auteur, figures du poète et voix lyrique chez Ronsard. P., 2011.

Вернуться к началу