РОНСА́Р
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОНСА́Р (Ronsard) Пьер де (11.9.1524, замок Ла-Посоньер, близ Вандома – 27.12.1585, аббатство Сен-Ком, близ Тура), франц. поэт. Из дворянской семьи. Окончил Наваррский коллеж (1536). Был пажом Маргариты Наваррской. В кон. 1530-х – нач. 1540-х гг. секретарь известного дипломата Л. де Баифа; после тяжёлой болезни в 1542 потерял слух, оставил службу. Увлекался античной лит-рой и итал. гуманистич. культурой; обучался в 1540-х гг. в парижском коллеже Кокере, где познакомился с Ж. Дю Белле. Был близок ко двору Генриха II и Карла IX; получил прозвище Принц поэтов. С началом правления Генриха III удалился от двора.
Поэзия Р. – одного из самых ярких представителей франц. лит-ры Возрождения – практическое воплощение эстетич. принципов школы «Плеяда», главой которой он был. Экспериментировал с большинством традиц. жанровых форм, активно используя античный опыт. Известность Р. принесли оды патриотич. и гедонистич. тематики: сб-ки «Оды», («Odes», кн. 1–4, 1550; кн. 5 – 1552; неоднократные переработки). Большой успех снискала любовная лирика (преим. сонеты), которая изначально развивалась в контексте усвоения петраркизма и платонизма: сб-ки «Любовь к Кассандре» («Les amours de Cassandre», 1552), «Продолжение любовных стихов» («Continuation des Amours», 1555). Преодолением поэтич. штампов и обращением к искренней интимности отмечены сб-ки «Новое продолжение любовных стихов» («Nouvelle continuation des Amours», 1556) и «На смерть Марии» («Sur la mort de Marie», 1578). Возвращением к петраркистской платонич. концепции любви отмечен цикл «Сонеты к Елене» («Sonnets pour Hélène», 1578), отличающийся вместе с тем от ранних сонетов глубиной филос. осмысления природы любви и строгостью стиля. Филос., религ. и социально-политич. воззрения Р. получили выражение в гимнах, в которых он часто воспевал своих покровителей (в т. ч. монархов); популярностью пользовались также его эпитафии, мадригалы, элегии. Начиная с кон. 1550-х гг. по королевской протекции Р. работал над героич. эпопеей «Франсиада» («Franciade», не закончена), посвящённой легендарному историч. прошлому Франции. Автор трактата по поэтике «Краткое изложение французского поэтического искусства» («Abregé de l’art poétique français», 1565).
Влияние творчества Р., отмеченного широким разнообразием тем и жанров, на франц. поэзию было решающим до сер. 17 в. В России первые переводы появились в кон. 18 в. (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский).