РУССО́
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа; в 1794 прах Р. был перенесён в Пантеон), франц. писатель, философ, композитор. Сын часовщика-кальвиниста. Самостоятельно обучался разл. ремёслам, много читал; служил лакеем, гувернёром, учителем музыки, домашним секретарём. Во время странствий сблизился со швейц. дворянкой Л. де Варан, в доме которой жил с перерывами в течение 1730-х гг., изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку и под влиянием которой принял католицизм. До конца жизни зарабатывал перепиской нот. В 1741 приехал в Париж. В 1743–44 секретарь франц. посла в Венеции. С 1749 писал для «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро и Ж. Д’Аламбером (преим. статьи о музыке, которые вызывали возражения Ж. Ф. Рамо), однако филос. и обществ. взгляды Р. отличались от представлений старших энциклопедистов. В то время как просветители (см. Просвещение) связывали социальный и нравств. прогресс с развитием науки, Р. противопоставил природу и цивилизацию, «естественное состояние» и «общественное», утверждая, что чем ближе человек к природе (где нет пром-сти, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее: трактат «Рассуждение о науках и искусствах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), принёсший ему известность. Р. осудил предложение Вольтера открыть театр в Женеве и оспорил утверждение Д’Аламбера о том, что театральные представления способствуют очищению нравов («Письмо Д’Аламберу о зрелищах», «Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles», 1758). Разорвав отношения с Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Р. сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата в «естественное состояние», которое мыслилось им как первоначальный этап существования человечества, отмеченный свободой, равенством и добродетелью: трактат «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» («Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). Причину социального неравенства Р. усматривал в ставшей основой гражд. общества частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». Осознавая, однако, что вернуться к этому состоянию нельзя и что только владение частной собственностью превращает индивида в ответственного члена общества, Р. в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» («Du contrat social ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), принёсшем ему наибольшую, хотя и посмертную, славу, обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. В отличие от других концепций общественного договора 17–18 вв., Р. предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц друг с другом или общества как целого с каждым из индивидов, его составляющих («все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами»). Гл. понятия трактата – «суверен» и «общая воля». Народ, несущий бремя законодат. власти, объявлялся Р. «сувереном», власть которого неделима и неотчуждаема; депутаты признаются лишь уполномоченными народа, обладающими исключительно совещательным голосом. Для принятия законов – актов «общей воли» – требуется собрание всех граждан (прямая демократия), при этом народ не может быть созидателем законов: ему нужен законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них. Когда монархия превращается в деспотию, а равенство всех граждан оказывается равенством всех перед тираном, возможно насильственное ниспровержение деспотизма: в качестве необходимых для спасения отечества мер Р. допускал и революцию, и диктатуру, однако считал их крайними и кратковременными средствами. Взгляды и сочинения Р. были осуждены Парижским парламентом, а затем и властями Женевы; он укрылся от преследований в Мотье (близ Нёвшателя), а в 1766 по приглашению Д. Юма уехал в Англию. Вернувшись в 1767 в Париж, Р. в последние годы жизни страдал манией преследования, жил под попечительством маркиза Р. Л. Жирардена в его замке в Эрменонвиле.
Как писателю известность Р. принёс эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), написанный под влиянием С. Ричардсона и способствовавший развитию сентиментализма во Франции. В нём в русле теоретич. воззрений Р. представлена история любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре – человеку незнатному, но благородному и добродетельному, а также история её замужества не по любви, а по воле отца, и гибели; тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» и добродетельной чувствительности гл. героев сочетаются с социальной критикой. Психологич. прозу романтизма предвосхитила «Исповедь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в которой Р. показал себя «во всей правде природы». Во многом автобиографичны также его поздние сочинения: «Руссо судит Жан-Жака» («Rousseau juge de Jean-Jacques», 1772–75), «Прогулки одинокого мечтателя» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Среди др. лит. произведений: поэтич. сб-ки, комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Военнопленные» («Les prisonniers de guerre», 1743, изд. в 1782).
Педагогич. воззрения Р. отразились в кн. «Эмиль, или О воспитании» (« ́Emile, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), сочетающей черты трактата и худож. произведения, в которой на примере истории заглавного героя Р., в противовес книжному светскому воспитанию, предлагал особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Изменить обществ. уклад, воссоздать подобие «естественных» порядков может, по Р., либо революц. насилие, либо просвещение и надлежащее воспитание; от верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями – таковы качества совершенного человека. Каждый человек обладает неповторимым физич. и психич. складом, требующим от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Изложенная в «Эмиле» и др. произведениях Р. модель естеств. воспитания была во многом гипотетической. По словам Р., он стремился дать не практич. рекомендации, а изобразить идеал, к которому нужно стремиться. Педагогич. теория Р. оказала существенное влияние на системы воспитания в кон. 18 – нач. 19 вв.
«Музыкальный словарь» Р. («Dictionnaire de musique», 1768, неоднократно переиздан, в т. ч. на иностр. языках) – одно из самых авторитетных в 18 в. справочных изданий о музыке. Муз. эстетика Р. близка идеям энциклопедистов: он проповедовал простоту, естественность, непосредственную эмоциональность и утверждал, что основой музыки является мелодия. В разразившейся в 1752 в Париже «войне буффонов» занял проитальянские позиции (издал за свой счёт партитуру «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, в 1753 выступил в печати с полемич. «Письмом о французской музыке»). Язвительная критика в адрес франц. барочной оперы содержалась и в романе Р. «Юлия, или Новая Элоиза». В последние годы жизни выступил в поддержку оперной реформы К. В. Глюка. Одноактная опера Р. «Деревенский колдун» («Le devin du village», на собств. текст; Фонтенбло, 1752) – одно из первых произведений жанра опера-комик. Премьера мелодрамы «Пигмалион» (текст Р., музыка в соавторстве с О. Куанье; Лион, 1770) породила моду на этот жанр в Европе. Автор нескольких мотетов, 3 сб-ков вокальных пьес и др.
Влияние Р. на зап. культуру очень велико; его учение положило начало широкому идейно-филос. движению – руссоизму, популяризировавшему миф о «добродетельном дикаре»; политич. взгляды Р. способствовали развитию демократии, оказали существенное влияние на Т. Джефферсона и др. руководителей Войны за независимость в Северной Америке 1775–83, явились идейным основанием для радикальных течений Французской революции 18 в. Отд. формулировки «Общественного договора» были включены в Декларацию прав человека и гражданина. Сочинения Р. широко известны в России с 18 в.; среди его наиболее ярких почитателей – М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал Р. «красноречивым сумасбродом» и «защитником вольностей и прав».