СКОТТ
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКОТТ (Scott) Вальтер (15.8.1771, Эдинбург, Шотландия – 21.9.1832, Абботсфорд, графство Роксбургшир; похоронен в Драйборо, графство Бервикшир), англ. писатель. Родился в обеспеченной семье юриста. Учился в Королевской школе в Эдинбурге (1779–83) и грамматич. школе в Келсо (1783), на ф-те искусств Эдинбургского ун-та (1783–86). В 1786–92 работал в адвокатской конторе отца. В 1789–92 изучал право в Эдинбургском ун-те. С 1799 гл. судья графства Селкиркшир; с 1806 гл. секретарь Высшего суда по гражд. делам в Эдинбурге, с 1809 секретарь Парламентской комиссии по изучению форм шотл. судопроизводства. В 1809–13 учредитель и редактор книгоиздательской компании. С 1812 жил в собств. замке Абботсфорд.
Первый лит. опыт – переводы баллад Г. А. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник» (оба в 1796, изданы анонимно), а также драмы И. В. Гёте «Гёц фон Берлихинген» (1799). Первым оригинальным произведением С. стала романтич. баллада «Иванов вечер» («The eve of St. John», 1800, в рус. пер. В. А. Жуковского – «Замок Смальгольм», 1824). Известность снискал сб. «Песни шотландской границы» («Minstrelsy of the Scottish border», vol. 1–3, 1802–03), включивший, наряду с нар. балладами, стихотворения самого С. Широкой популярностью пользовались лиро-эпич. поэмы, отмеченные напряжённой интригой, колоритными описаниями природных ландшафтов и тесно связанные с нар. балладной традицией: «Песнь последнего менестреля» («The lay of the last minstrel», 1805, рус. пер. 1822), «Мармион» («Marmion», 1808, сокр. рус. пер. 1828, полн. рус. пер. 2000), «Свадьба в Трирмене» («The bridal of Triermain», 1813), «Рокби» («Rokeby», 1813, в рус. пер. – «Матильда Рокби», 1823) и «Гарольд Бесстрашный» («Harold the Dauntless», изд. в 1817).
С. – создатель жанра исторического романа в зап. лит-ре. Первый из романов (всего их 28) – «Уэверли» («Waverley», 1814, рус. пер. 1827) – был издан анонимно; последующие, вплоть до 1827, выходили как сочинения «автора "Уэверли"». Шотл. истории посвящены романы «Гай Мэннеринг» («Guy Mannering», 1815, рус. пер. 1824), «Антикварий» («The antiquary», 1816, рус. пер. 1825–26), «Пуритане» («Old mortality», 1816, рус. пер. 1824), «Роб Рой» («Rob Roy», 1818, рус. пер. 1829), «Ламмермурская невеста» («The bride of Lammermoor», 1819, рус. пер. 1827) и др. Сюжеты из англ. прошлого – в центре романов «Айвенго» («Ivanhoe», 1820, рус. пер. 1826), «Кенилворт» («Kenilworth», 1821, рус. пер. 1823) и др. Отд. группу образуют романы из истории Франции [«Квентин Дорвард» («Quentin Durward», 1823, рус. пер. 1827)], Палестины [«Талисман» («The talisman», 1825, рус. пер. 1827)], Уэльса [«Обручённые» («The betrothed», 1825, рус. пер. 1828)] и др. С. показал жизнь разл. сословий и классов, мастерски описав «местный колорит» и своеобразие представителей разл. культур. В центре большинства романов – крупный социально-историч. или политич. конфликт, обусловленный семейной враждой, отношениями собственности или любовными интригами, который помогает представить историю в её движении и развитии, выявить общие закономерности в смене эпох и нравов. В изображении историч. событий С. достиг органичного сочетания тщательно выверенных фактов и вымысла, показал зависимость характера героя от социальной среды, а судьбы отд. человека от хода истории. Романы С. вызвали многочисл. подражания, легли в основу опер, театральных постановок и экранизаций, оказали значит. влияние на последующее развитие зап. лит-ры; историч. роман стал ключевым жанром в эпоху романтизма, внеся значит. вклад в эволюцию романного жанра. В России творчество С. было широко известно с 1820-х гг.
Среди др. значит. произведений С.: роман из совр. жизни «Сент-Ронанские воды» («St. Ronan’s well», vol. 1–3, 1824, рус. пер. 1828), историографич. труды «Жизнь Наполеона Бонапарта» («The life of Napoleon Buonaparte», 1827, рус. пер. 1831–32) и «История Шотландии» («The history of Scotland», 1829–30), очерки, дневники и др.