СУФИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СУФИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, совокупность разноязычных религ.-филос., агиографич. и худож. произведений, выражающих и проповедующих идеи суфизма. Развивалась с 10 в. преим. на араб. и перс., позднее тюрк. языках, а также на пушту, курдском, малайском и др. Распространение получили мистич. комментарии к Корану, религ.-филос. и этич. трактаты, словари символич. терминов, жизнеописания суфийских шейхов. С. л. представлена поэтич. произведениями – дидактич. поэмами (маснави), газелями, рубаи, касыдами и др., символизм которых часто был обусловлен двойным метафорич. переосмыслением: реальные образы первоначально воспринимались как метафоры абстрактных суфийских понятий (напр., «возлюбленная» означала «бог»), которые затем вновь могли быть переосмыслены читателем как высокое поэтич. выражение реальных понятий возвышенной любви, дружбы и др.
Период наивысшего развития С. л. пришёлся на 12–15 вв., в особенности в творчестве персоязычных поэтов Санаи, Аттара, Ираки Фахр ад-Дина, Руми, Джами и др. В араб. мире широкую известность получила поэзия Ибн аль-Араби и Ибн аль-Фарида. Егип. поэт-суфий Ибн аль-Фарид оставил яркие описания мистич. путешествия к Богу и экстатич. опьянения, которые суфий-странник испытывает на пути к этой цели. Мистич. идеи и переживания, свойственные суфизму, часто облекаются в поэтич. образы, поэзия полна символов и аллегорий: эмоциональный подъём, вызванный ощущением близости с Богом, находит выражение в образах эротич. страсти и даже вакхич. опьянения. Эти две категории образов постоянно используются суфиями-поэтами и становятся неотъемлемой частью поэтич. канона С. л. Восторженное воспевание суфиями красоты земной возлюбленной (или возлюбленного) и непреодолимого физич. влечения к ней или к нему, а также использование образов вина и алкогольного опьянения возмущало хранителей нравственности из числа мусульм. правоведов. Однако образы любви и опьянения являлись в средние века частью поэтич. канона С. л., поэтому повсеместное использование их суфиями было данью установившейся лит. традиции. Некоторые светские учёные и почитатели С. л. изображают её как проявление свободомыслия в исламе.
С 16 в. и поныне С. л. распространена почти исключительно среди адептов суфизма в разных странах.