Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРИОЛЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

ТРИОЛЕ́ (Triolet) Эль­за (уро­ж­дён­ная Эл­ла Юрь­ев­на Ка­ган) [12(24).9.1896, Мо­ск­ва – 16.6.1970, Сент-Ар­ну-ан-Иве­лин, близ Па­ри­жа], франц. пи­са­тель­ни­ца, об­ществ. дея­тель. Пи­са­ла на рус. и франц. язы­ках. Ро­ди­лась в се­мье ад­во­ка­та. Окон­чи­ла Ар­хит. ин-т в Мо­ск­ве (1914). В нач. 1920-х гг. жи­ла в Лон­до­не, Бер­ли­не, в 1924 пе­ре­еха­ла в Па­риж, в 1928 вы­шла за­муж за Л. Ара­го­на. В 1920–50-е гг. – один из клю­че­вых по­сред­ни­ков в куль­тур­ных свя­зях ме­ж­ду Фран­ци­ей и СССР, ле­ген­дар­ная му­за по­этов, пи­са­те­лей и ху­дож­ни­ков, сре­ди ко­то­рых В. В. Мая­ков­ский (ко­то­ро­го Т. по­зна­ко­ми­ла со сво­ей се­ст­рой Л. Ю. Брик), Р. О. Якоб­сон, В. В. Ка­мен­ский, В. Б. Шклов­ский, А. Ма­тисс. В 1960-е гг. Т. бо­ро­лась про­тив фаль­си­фи­ка­ции твор­че­ст­ва Мая­ков­ско­го в СССР, вы­сту­па­ла про­тив су­да над А. Д. Си­няв­ским и Ю. М. Да­ни­элем (1966), втор­же­ния сов. войск в Че­хо­сло­ва­кию (1968); спо­соб­ст­во­ва­ла пуб­ли­ка­ции про­из­ве­де­ний А. И. Сол­же­ни­цы­на во Фран­ции.

Де­бю­ти­ро­ва­ла пси­хо­ло­гич. ро­ма­ном на рус. яз. «На Таи­ти» (1925). Пер­вый ро­ман на франц. яз. – «До­б­рый ве­чер, Те­ре­за» («Bonsoir, Thérèse», 1938). В сбор­ни­ках рас­ска­зов «Ты­ся­ча со­жа­ле­ний» («Mille regrets», 1942), «За пор­чу сук­на штраф 200 фран­ков» («Le premier accroc coûte 200 francs», 1945; Гон­ку­ров­ская пр.) и ро­ма­не «Конь бе­лый» («Le cheval blanc», 1943) от­ра­жён опыт уча­стия в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния. В по­сле­во­ен­ных ро­ма­нах «Ни­кто ме­ня не лю­бит» («Personne ne m’aime», 1946), «Воо­ру­жён­ные при­зра­ки» («Les fan­tô­mes armés», 1947), «Ин­спек­тор раз­ва­лин» («L’inspecteur des ruines», 1948; в рус. пер. 1956 – «Не­из­вест­ный»), «Конь крас­ный» («Le cheval roux», 1953) Т. об­ра­ти­лась к те­ме вой­ны и тра­гич. ра­зоб­щён­но­сти лю­дей; в ро­ма­не «Па­мят­ник» («Le monument», 1957) – кри­ти­ка куль­та лич­но­сти. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. про­бле­ма­ти­ка – в цен­тре ро­ман­ной три­ло­гии «Ней­ло­но­вый век» («L’âge de nylon», 1959–63), раз­мыш­ле­ния­ми о ро­ли иск-ва в совр. ми­ре про­ник­ну­ты ро­ма­ны «Ве­ли­кое ни­ко­гда» («Le grand jamais», 1965, рус. пер. 1966) и «По­слу­шай­те-ка» («Écoutez-voir», 1968). Вы­сту­па­ла как лит. кри­тик, пе­ре­во­ди­ла на рус. яз. про­из­ве­де­ния Л. Ф. Се­ли­на, Л. Ара­го­на, на франц. яз. – А. П. Че­хо­ва, Н. В. Го­го­ля, М. И. Цве­тае­вой, В. Я. Брю­со­ва, Б. Л. Пас­тер­на­ка, В. В. Мая­ков­ско­го, В. Б. Шклов­ско­го и др. В со­ав­тор­ст­ве с К. М. Си­мо­но­вым и Ш. Спаа­ком ста­ла сце­на­ри­стом ф. «Нор­ман­дия– Не­ман» (1960). Ав­тор книг о Че­хо­ве, вос­по­ми­на­ний о Мая­ков­ском, об­шир­но­го эпи­сто­ляр­но­го на­сле­дия.

Соч.: До­ро­гой дя­дя Во­ло­дя...: Пе­ре­пис­ка Мая­ков­ско­го и Э. Трио­ле: 1915–1917. Stockh., 1990; Écrits intimes: 1912–1939. Р., 1998; Cor­respondance: 1921–1970. P., 1999; Л. Брик – Э. Трио­ле: Не­из­дан­ная пе­ре­пис­ка (1921–1970). М., 2000.

Лит.: Marcou L. E. Triolet: Les yeux et la mémoire. P., 1994; Bouchardeau H. E. Triolet: Écrivain. P., 2000; Pozner V. Souvenirs sur Ara­gon et Elsa. Rambouillet, 2001; Daix P. Avec E. Triolet: 1945–1971. P., 2010; Liaut J.-N. E. Triolet et L. Brik: Les sœurs insoumises. P., 2015.

Вернуться к началу